Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Драконы на вырост

Начался третий сезон сериала «Игра престолов»

Начался третий сезон сериала «Игра престолов» — фэнтезийной саги, которую смотрят даже те, кто ненавидит фэнтезийные саги.

Белые ходоки и восставшие мертвые бродят в снегах, истребляя встреченных на своем пути. Бастард, невольный убийца лучшего из своих коллег по Ночному дозору и просто честный малый, встречается лицом к лицу с Королем-за-Стеной. Сброшенный волной зеленого пламени с палубы корабля капитан рвется к другому королю — претенденту на Железный трон Семи королевств. Тот, в унынии после поражения в битве, жжет на кострах вероотступников, то есть всех не согласных с политикой стоящей за его плечом рыжей ведьмы. Участвующий в войне всех против всех король Севера заключает под стражу собственную мать. Не вышедший ростом спаситель столицы отлеживается в жалкой келье, обделенный заслуженным признанием и вниманием родного отца.

На Железном же троне, который он защитил, все еще восседает порождение кровосмесительной связи, юный садист и ничтожество, чьей смерти желает абсолютное большинство зрителей.

А тем временем подрастают драконы еще одной королевы, той, что за морем, но подрастают медленно.

В понедельник стала доступна первая серия третьего сезона «Игры престолов» — сериала про смутные времена, борьбу за власть, дворцовые интриги, предательства, насилие, мечи, щиты и нескончаемую страшную зиму, которая подступает из-за стены. Казалось бы, уже не должно было остаться никого, кто не знал бы, о чем идет речь, но это не совсем так,

хотя многосерийный фильм с драконами, нежитью и заморскими колдунами смотрят даже обладатели устойчивой аллергии на фильмы с драконами, нежитью и заморскими колдунами.

Отвечающий за лучшие сериалы канал HBO продолжает упаковывать в телевизор сагу с фэнтезийными элементами замедленного действия.

Эти элементы шаг за шагом вторгаются в мир, который, наравне со зрителем, полагал их детскими сказками. Весь первый сезон обитатели Семи королевств предавали друг друга, вступали в кровосмесительные связи, убивали врагов, женщин, детей, стариков. То есть занимались примерно тем, чем положено заниматься персонажам каких-нибудь средневековых хроник, и ни о каких драконах с мертвяками думать не думали. В финале первого сезона из огня восстала белокурая девушка с тремя крошечными крылатыми рептилиями, но это особо не повлияло на продолжение междоусобицы: мало ли какие слухи из-за моря доходят. К третьему сезону (в него поместилась только первая половина соответствующего тома «Буря мечей») события все еще продолжают скручиваться в роковой клубок, но уже давно не оторваться.

При этом тех самых драконов показывали раз в три серии, зловещих белых ходоков — и того реже. Зато людской крови было пролито немало, обещания и клятвы нарушались многократно, поломанных судеб хватило бы на десяток шекспировских трагедий. Говорят, Джордж Мартин, автор цикла романов «Песнь льда и пламени», по которому снимается «Игра престолов», вдохновлялся Войной Алой и Белой розы и китайскими историческими эпосами, так что обстановка в созданном им мире складывается соответствующая. Возможных источников разветвленной мифологии множество. Огнепоклоннический культ Владыки Света — зороастризм. Ожидаемая северянами зима — Фимбулвинтер, три года свирепых холодов и метелей накануне Рагнарёка из германо-скандинавских пророчеств. Впрочем, после Джона Р.Р. Толкина и его Средиземья подобные культурологические коктейли смешиваются десятки лет. Рецепт саги Мартина иной.

Это не фэнтези — скорее англо-американский сплав Макиавелли со сказками «Тысячи и одной ночи», в котором нити, связывающие участников вековых конфликтов, важнее магии.

Каждый принимает более или менее эгоистичное, благое, расчетливое решение, а совокупная ситуация все ухудшается и ухудшается. И пока в одном углу все еще переживают итоги, казалось бы, судьбоносной битвы, в другом прорастают такие семена, побеги которых заставят забыть о минувшем сражении как о незначительном эпизоде.

Выстроенная Мартином система персонажей идеальна для сериала: множество действующих лиц, за каждым из которых непростая биография и комплекс собственных резонов.

Поделить многогранник на стороны добра и зла не представляется возможным.

Никто не без изъяна, идеально «хороших» людей нет, зато есть несколько исчадий ада. Слишком праведные гибнут слишком быстро. Самый симпатичный герой — умный циничный карлик, чем-то напоминающий доктора Хауса, если бы тот пустился во все тяжкие. Играющий его Питер Динклейдж мгновенно стал звездой не хуже Хью Лори.

Подбор артистов вообще заслуживает отдельных славословий. Обитатели Британских островов и Скандинавии идеально вписываются в средневековый антураж. От короля героической гибели в кино ирландца Шона Бина (этому феномену посвящен выдающийся ролик в Youtube) в роли главы дома Старков до англичанки Лены Хеди и датчанина Николая Костера-Вальдау: они играют Серсею и Джейми Ланнистеров, сестру и брата в отношениях за рамками родственных. Из-за девочки-открытия Мэйси Уильямс вдвое сильнее переживаешь за судьбу юной Арьи Старк. Есть знакомые, но не примелькавшиеся лица: Наталия Тена (Нимфадора Тонкс из «Гарри Поттера») — дикарка с Севера. Бывшая порноактриса и звезда фильма «Головой о стену» Сибель Кекилли — любовница того самого карлика. В новой серии появился еще один прекрасный ирландец Киаран Хайндс, бывший помимо прочего Гаем Юлием Цезарем в другом популярном сериале HBO про политику, кровь и секс — «Риме».

Но здесь опасно привязываться к кому бы то ни было: автор «Песни льда и пламени» не щадит своих героев, так что и популярность артиста не спасет персонажа. И это тоже работает на сериал. Тревога, которую порождает шаткое положение каждого, подлинна и доброкачественна.