Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Рыжий клоун все делает не со зла, а по глупости»

Георгий Делиев в «Газете.Ru» о комик-труппе «Маски», юбилее своего театра и съемках у Киры Муратовой

Актер и клоун Георгий Делиев, основатель комик-труппы «Маски», рассказал «Газете.Ru» о съемках в фильмах Киры Муратовой, десятилетии своего театра и влиянии основанного им посольства Юмора на политическую ситуацию на Украине.

— Георгий Викторович, у «Маски-шоу» юбилей?

— Тридцатилетие комик-труппы будем отмечать в 2014 году. А в этом исполнилось десять лет нашему театру «Дом клоунов», что мы отпраздновали открытием посольства Юмора в Украине, первого в мире. Его миссия — предоставлять убежище людям, страдающим от серьезных людей или серьезных проблем. Планируем внедрять юмор в украинское правительство, в Верховную раду. Возможно, будем в перерывах между заседаниями исполнять скетчи для депутатов или приглашать их на наши выступления накануне, чтобы привести в порядок настроение. Выплеснут они свою агрессию на наших спектаклях — и, может быть, будут поменьше драться.

— Что еще делает посольство?

— Будем организовывать специальные юмористические экскурсии. Борис Барский (участник комик-труппы «Маски») уже проводил такую в Одессе для членов российского правительства во время их визита в наш город; простым людям такие прогулки тоже доступны. Но главное наше дело – «Комедиада». В этом году она пройдет в Одессе уже в третий раз. Планируется и в Москве.

— Что это за фестиваль?

— В Одессе благоприятная творческая почва, то есть там очень комфортно и артистам, и публике. В отличие от других фестивалей клоунов, мы стремимся сделать оазис для самих артистов. Обычно клоун существует для зрителей, дарит им свою радость, свое искусство, ну а мы хотим сделать праздник прежде всего для нас самих. И зрители могут погрузиться в этот же праздник, испытать те же самые чувства. Но очень важно, чтобы все было правильно, комфортно и гармонично-органично для участников. Поэтому к нам с такой радостью приезжают короли клоунады со всего мира и молодые артисты, участвующие в конкурсе.

— А вам какое направление в клоунаде ближе? Ведь сколько клоунов — столько направлений.

— В клоунаде нет стандартов, нет общих стилей, как в других видах искусства или жанрах. Каждый клоун тем и интересен, что, даже используя какие-то традиции, наработки своих предшественников, изучая историю клоунады и на каком-то этапе подражая, все равно потом находит свой путь, свою маску, свой образ. И уже несет этот образ, что бы ни играл. Достаточно вспомнить Карандаша Михаила Румянцева или Бипа Марселя Марсо.

— А у вас есть определенная маска?

— Лично я – белый клоун.

— А по моим наблюдениям, рыжий.

— Парадокс. Слава Полунин меня считает классическим белым клоуном. Но в сценах с Борисом Барским, в клоунских конфликтах, я часто играю рыжего клоуна.

У нас есть спектакль «Ночная симфония» — сюрреалистическая комедия абсурда. Природа взаимоотношений в нем близка к клоунаде. «Ночная симфония» состоит из притч — историй с законченным первым планом, а за ним — второй, третий планы, раскрывающие сюрреалистическую стихию, сновидения, странности. Вроде бы все узнаваемо, но то, что в жизни не может быть никогда. В этом спектакле есть и драматические, и трагические моменты, но вдруг они превращаются в шутку, и наоборот, возникает шутка, а потом перетекает в трагедию. Что это — спектакль клоунады, сюрреалистическая драма, комедия абсурда? Мы не знаем. Такой спектакль без границ. Мы меняемся: я рыжий, допустим, Боря – белый. А вдруг – наоборот! Весь спектакль происходит трансформация. Я над этим работал долгие годы. Весь мой тридцатилетний опыт, накопившийся как снежный ком, вылился в образы «Ночной симфонии».

— Клоунский дуэт «белый и рыжий» – сконцентрированная формула человеческих взаимоотношений. Один всегда сильнее, хитрее, другой слабее. А в жизни вы как себя ощущаете?

— И тем и другим. Белый клоун – защитник каких-то законов, традиций, форм, стандартов, которые человек создает для того, чтобы ему удобнее было жить. Когда мы теряем интуицию или какое-то искреннее понимание совести, тогда возникает нравственность, возникает закон, который нужно выполнять. Возникают правила поведения, нормы. Но потом мы становимся рабами этих форм, следуя им бездумно. Отжившие свое правила мешают — мы не понимаем, зачем они. И тогда появляются анархисты, панки — люди, предпочитающие свободу. И они начинают разрушать эту форму. В жизни такие процессы выражаются в революциях, в социальных катаклизмах и так далее. Клоуны отражают то, что происходит в жизни. Белый защищает стандарты, нормы. Он правильный человек. А рыжий разрушает. Но обаяние клоунады в том, что рыжий все делает не со зла, а по глупости своей. Он всегда дурак из-за своего незнания, что надо делать. Но в итоге он выигрывает, как народных сказках. Философия дурака помогает человеку раскрывать свое истинное я, освобождаться от эго, от гордыни.

— В общественном сознании существуют стереотипы, что актеры играют себя, какие они на сцене – такие и в жизни. За вами прочно закреплено амплуа комика. Многих удивляет, что вы регулярно снимаетесь у Киры Муратовой, ведь клоунада – массовое искусство, а фильмы Муратовой не для всех.

— Надо у нее спросить: это ее выбор. Она набирает в группу только тех, кого сама хочет. Она никогда не пойдет против своей совести и своего художественного видения. К актерам относится тонко и трепетно. Скажем, последний фильм, «Однокурсники. Вечное возвращение»: она дала мне прочитать сценарий – несколько диалогов мужчины и женщины, сказав, что эти сцены будут играть различные пары актеров. Приглашены Сергей Маковецкий, Олег Табаков, Рената Литвинова, Алла Демидова, Наталья Бузько. Я подумал: абсолютно разные актеры по темпераменту, по школе — наверное, это будет интересно, но даже не мог себе предположить насколько. Когда Кира Муратова со мной работала, позволяла мне делать все что угодно, никогда не пыталась меня переломить, в чем-то убедить; позволила мне двигаться так, как мне было органично. Когда я посмотрел законченный фильм, понял, что и с другими актерами она так же поступала. То есть позволила каждому раскрыть свою природу, купаться в роли. И в итоге смотришь — и оторваться невозможно. Я погрузился в этот фильм целиком. Муратова – удивительный человек. У нее все очень точно, достоверно до мельчайших деталей, нет ничего лишнего. Она парадоксальна так же, как и жизнь. Бывают же в жизни такие события, что, если их точно воспроизвести, никто никогда не поверит. Но вот Кира делает это мастерски.

Новости и материалы
В Одессе произошли взрывы
Мировая премьера фильма Ивана Соснина «Пришелец» пройдет на ММКФ
В марте россияне активно покупали товары для рассады
В России вырос средний платеж коллекторам
В Китае ответили на выделение помощи США Тайваню
Синоптики рассказали о погоде в Москве 24 апреля
Южная Корея и США провели учения по противодействию помехам работы GPS со стороны КНДР
Японский лунный модуль SLIM неожиданно пережил третью лунную ночь
Директора московской школы осудили за организацию покушения на жену депутата
Колумбия направила США ноту протеста
На Украине пропали четыре бразильских бойца Иностранного легиона
В КНР назвали состав новой миссии на станцию «Тяньгун»
Названы самые популярные ноутбуки у россиян
Трамп и Байден выигрывают праймериз еще в одном штате
В «Лаборатории Касперского» предупредили о главной в этом году цели хакеров
У побережья Панамы произошло сильное землетрясение
Сестра лидера Северной Кореи в очередной раз обвинила США
Буэнос-Айрес требует ареста иранского министра, считая его причастным к теракту
Все новости