Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Кино

Кадр из фильма «Элитное общество» Софии Копполы
Кадр из фильма «Элитное общество» Софии Копполы
Кадр из фильма «Эли» Амата Эскаланте
Кадр из фильма «Всего 17» Франсуа Озона
Кадр из фильма «Элитное общество» Софии Копполы
Кадр из фильма «Элитное общество» Софии Копполы
Кадр из фильма «Эли» Амата Эскаланте
Кадр из фильма «Всего 17» Франсуа Озона
  • Кадр из фильма «Элитное общество» Софии Копполы
  • Кадр из фильма «Элитное общество» Софии Копполы
  • Кадр из фильма «Эли» Амата Эскаланте
  • Кадр из фильма «Всего 17» Франсуа Озона
1 4

Молодые, богатые и бессовестные

София Коппола, Франсуа Озон и Амат Эскаланте на 66-м Каннском фестивале

Антон Долин (Франция)

Первые фильмы основного каннского конкурса и параллельного «Особого взгляда»: гламурные голливудские воры в «Элитном обществе» Софии Копполы, умная и богатая парижская куртизанка «Молода & прекрасна» Франсуа Озона и любовь с кокаином несовершеннолетней «Эли» Амата Эскаланте.

Канн нередко упрекают в нехватке «свежей крови»: естественно, когда к тебе буквально напрашиваются все звезды мира, трудно отказать им и отдать предпочтение новичкам-малолеткам. В этом году главный фестиваль Европы нашел изящный выход из положения: молодежь — не в каталоге режиссеров-конкурсантов, а на экране. Франсуа Озону и Софии Копполе давно за 40, но главными героями их фильмов становятся тинейджеры. Что до самого молодого участника конкурса, 34-летнего мексиканца Амата Эскаланте, то его влюбленной героине всего 12 лет.

Невзирая на проливной дождь, очередь на премьеру «Элитного общества» — новой картины наследницы кинодинастии Копполы — растянулась на полнабережной Круазетт; в зал, забившийся под завязку, поместилась едва ли треть желающих. Вероятно, в числе каннских премьер эта — одна из самых ожидаемых, хоть включена она не в конкурс, а в параллельный «Особый взгляд». В центре внимания — не только София, любимица фестиваля, где когда-то был показаны ее дебютные «Девственницы-самоубийцы», но и одна из ее актрис, звезда «Гарри Поттера» Эмма Уотсон, давно мечтавшая избавиться от амплуа отличницы Гермионы (это у нее получилось). Впрочем, «Элитное общество» — фильм-ансамбль, персонажи которого равноправны в сюжете, и радеют они за равноправие. Предположим, ты — старшеклассник, живущий в Лос-Анджелесе, в считаных километрах от красных дорожек, модных показов, недосягаемых клубов и заоблачно дорогих бутиков; как можно не желать стать частью этого мира? И как не поддаться искушению, которое так легко осуществить?

Самое невероятное в этом фильме — то, что основан он на реальных, мало измененных в сценарии событиях.

Четыре девушки и их приятель, мечтавший о карьере модельера, на протяжении нескольких месяцев беспрепятственно проникали в особняки знаменитостей, пока те отъезжали на съемки или показы в другие города и страны.

Они украли драгоценностей и модных шмоток более чем на три миллиона долларов. Пораженная полиция, в конце концов арестовавшая беззаботных членов гламурной банды (те не стеснялись фотографироваться в чужих домах и вывешивать фотографии в социальных сетях), так и не поняла, почему ни в ком из преступников не проснулось даже подобия угрызений совести.

«Элитное общество» посвящено памяти незаурядного оператора Харриса Савидеса, который ушел из жизни до завершения съемок. Его заслуга — в создании удивительного эффекта отстранения, не позволяющего ни сопереживать веселящейся молодежи, ни осуждать ее. Мы наблюдаем за происходящим, пытаясь разобраться в мотивах «прирожденных воров»; все они поголовно из хороших семей, с преуспевающими родителями. Пока не осознаем, что

единственная логика их поведения — система функционирования общества потребления, где этика растворена в жажде соответствия стандартам красоты и успешности: неважно как, любой ценой.

В азартной игре на равных участвуют дурочки-школьницы, готовые убить за сумку Birkin, и

сама Пэрис Хилтон, подлинная участница отраженных в фильме событий, пустившая съемочную группу в свой дом.

Безупречно естественная, декларативно прямолинейная, полная холодной, отнюдь не сочувственной иронии лента Копполы — отличная рифма к нашумевшим «Отвязным каникулам» Хармони Корина, как раз в эти дни идущим на российских экранах.

Голодные до «американской мечты» лос-анджелесские тинейджеры лишают денег и ценностей тех, у кого их в переизбытке. А вот хобби 17-летней Изабель, героини конкурсной картины Франсуа Озона «Молода & прекрасна» (сайт kinopoisk.ru приводит другое русское прокатное название фильма — «Всего семнадцать»), диаметрально противоположно: она зарабатывает себе на хлеб честным трудом — хотя, опять же, происходит из благополучной буржуазной семьи, учится на филфаке Сорбонны и вообще ни в чем не нуждается.

Однако ее заработок — такой же стихийный протест против сложившегося порядка вещей. Изабель (мощный дебют актрисы по имени Марина Вахт — бесспорно, завтрашней звезды) торгует своим телом, встречаясь с благообразными джентльменами много старше себя в гостиничных номерах.

«Дневная красавица» наших дней точно так же, как когда-то героиня Катрин Денев в фильме Бунюэля, пытается преодолеть скуку благонравной жизни, заодно исследовав возможности собственного тела и психики.

Фильм Озона — уже не социальная сатира, а нежный меланхоличный портрет взрослеющей девушки, сопровождаемый ностальгическими песенками Франсуазы Арди. Изабель не мечтает об участи Линдси Лохан, предпочитая телепередачам о знаменитостях чтение поэзии Рембо.

Однако ее поведение — еще один вид экстремальной реакции на небезупречную систему общепринятых ценностей, лицемерие которой очевидно даже при поверхностном взгляде.

Пожилой любовник ей милее, чем собственные родители: по меньшей мере, он честен. К той же честности стремится и Озон — режиссер не слишком широких горизонтов, в чьей фигуре сформулирована главная драма современного французского кино: желание преодолеть границы и поколебать устои, которые настолько гибки и пластичны, что остаются нерушимыми при любом раскладе.

Кинематограф антибуржуазно настроенного Озона по своей природе стопроцентно буржуазен, что и делает его настолько желанным гостем на любых фестивалях.

Куда более радикальную «драму взросления» представил Амат Эскаланте – многообещающий режиссер, протеже своего более известного соотечественника Карлоса Рейгадаса.

В его жестком и ярком фильме «Эли» рано созревшая школьница мечтает сбежать из дома с возлюбленным — брутальным юнцом из пограничной полиции.

Чтобы добыть денег на побег, тот крадет несколько килограммов конфискованного кокаина — и оказывается вместе с девочкой и ее старшим братом в руках военизированной мафии. Сцены беспощадных пыток оказались по нервам далеко не всем зрителям: кажется, одна дама, пытаясь выбежать из зала посреди сеанса, едва не грохнулась в обморок.

Тем не менее в своей основе «Эли» оказался историей о любви, весьма откровенный акт которой (к счастью, без участия несовершеннолетних) завершил фильм.

Это помогло родиться очищающему эффекту, эмоциональной разрядке, которой Озон и Коппола намеренно лишили свои картины.

Остается догадываться, прочитает ли этот тонкий символический пласт глава жюри Стивен Спилберг — или воспримет все три фильма как социальные этюды о подростковой проституции во Франции, юношеской преступности в США и наркотрафике в Мексике.