Кино

1 4

Мы испортим самолеты

Мультфильм «Самолеты» от «Диснея» повторяет сюжет ленты «Тачки» от Pixar

Максим Эйдис

В прокат выходит мультфильм «Самолеты» — неудачная попытка компании «Дисней» сделать собственную версию пиксаровских «Тачек».

Маленький оранжевый самолетик Дасти, предназначенный исключительно для полива кукурузы, днями напролет мечтает о большой спортивной карьере. А точнее, о кругосветном перелете, к участию в котором допускаются только лучшие из лучших. Хотя технические данные у Дасти, мягко скажем, так себе (вдобавок он еще и боится высоты), упорства и маневренности «кукурузнику» не занимать, а вот мастерства и правда не хватает. Не без помощи своих друзей-грузовичков Дасти находит в американском захолустье учителя — старого Шкипера, который давно пылится в ангаре, но может похвастаться (и при случае так и делает) полусотней боевых вылетов на фронтах далекой Второй мировой. Немного тренировок, немного выяснения отношений (учитель требует от подопечного не только выносливости и сноровки, но и абсолютной честности — все как на войне) —

и вот Дасти уже на старте желанного кругосветного перелета.

Поначалу другие самолеты-гонщики косятся на него с презрением, мол, деревенщина какая-то; но доброму до неуместного в спорте альтруизма Дасти все же удается завоевывать любовь и уважение соперников. Правда лидер гонки, трехкратный чемпион мира Рипслингер с каждым этапом соревнований все больше ненавидит маленького выскочку. Похоже, чемпион так боится поражения, что готов пойти на все, лишь бы остановить Дасти...

Куда больше, чем синопсис (по которому, впрочем, тоже все ясно), о новом мультфильме студии Disney говорят его рекламные постеры.

Узнаваемая графика, способная сделать умильную глазастую «мимимишечку» даже из канализационного люка.

Подозрительно знакомый логотип, пправда на сей раз с крылышками. Да, конечно, «Самолеты» — не что иное, как очередное продолжение франшизы «Тачки», хотя теперь речь не о земных, а о небесных машинах.

Отличие, прямо скажем, несущественное.

Но разве не бывает такого, что продолжение оказывается интереснее и коммерчески успешнее оригинала? Бывает, конечно, но, увы, «Самолеты» — совсем не тот случай. Хотя Джон Лассетер, основатель студии Pixar, купленной еще 7 лет назад «Диснеем», здесь выступает лишь в качестве продюсера, «Самолеты» — точная, выверенная до мелочей копия стилистики пиксаровских «Тачек». И не более того. Мультфильму (кстати, на июль следующего года уже запланирован его сиквел!) отчаянно не хватает главного, за что дети, да и родители, любят классические пиксаровские мультяхи — фантазии и оригинальности.

Или, проще говоря, души.

Здесь все настолько стандартно и типично, что даже десятилетний ребенок уже через десять минут после начала сможет предсказать все сюжетные перипетии, не сделав при этом ни единой ошибки. Да, нам покажут – в типично голливудском духе, пошедшем еще от Хичкока, – достопримечательности со всего света. Да, учитель окажется не столь уж героическим, как полагал наивный Дасти. Да, индийская самолетиха Ишани пусть и не сразу, но все же воздаст должное нашему бравому кукурузнику, а подлый Рипслингер, конечно же, будет посрамлен. Дасти (какая неожиданность!) выйдет из кругосветной гонки победителем, но сказать, что хоть кто-то испытает от этого радость, нельзя. Спасти зрителей, даже маленьких, от скуки не в состоянии ни отличная графика, ни хорошая музыка (кстати, местами слишком уж напоминающая саундтрек Дэнни Элфмана к «Бэтмену»), ни цитаты из киноклассики, ни прекрасно переведенные на русский, да и в целом неплохие шутки.

Пожалуй, единственная радость «Самолетов» – русская авиакрасавица Таня, с триколором и надписью «Aeroflot» на борту.

Кстати, ее пламенный мотор в итоге достанется лучшему другу Дасти – бравому парню из Мексики, также вполне предсказуемо разговаривающему здесь с южным акцентом.

Аналитики кинобизнеса в последнее время часто пишут о том, что студию Disney преследуют неудачи. Самая громкая из них – «Одинокий рейнджер» с Джонни Деппом, с оглушительным треском провалившийся в прокате, несмотря на свой гигантский бюджет, составивший без малого $450 млн с учетом маркетинга. Акции студии падают, и «Самолеты», обошедшиеся Disney в $50 млн, судя по всему, тоже не пополнят студийную кассу. После их просмотра как раз понимаешь, что все неудачи когда-то успешной команды Disney не злая судьба и не случайность, а справедливое возмездие. Продюсеры «Диснея» не меньше, чем злобный самолет Рипслингер, боятся поражения, а потому предпочитают ездить проторенными дорожками, стремясь повторить успех своих былых проектов, дублируя лучшие приемы оригиналов чуть ли не один в один. А в случае с «Самолетами» они попытались использовать приемы из чужих фильмов: «Тачки» были сделаны командой Лассетера еще до продажи Pixar «Диснею».

Но зрителя нужно если не любить, то хотя бы уважать, тем более когда речь идет о детском кино.

Дети, которые все еще воспринимают поход в кинотеатр как праздник, могут вытерпеть многое (хотя на «Самолетах» скучают даже они). Но их родителям все-таки нужно нечто большее, чем привычный набор подмигиваний «для своих», неполиткорректных шуточек и умилительных морганий нарисованными глазками. Пусть мультик не подарит взрослым тему для размышлений (такое в современном кино вообще бывает нечасто), но хотя бы подкинет идею для беседы с детьми. Вместо этого с экранов в очередной раз льется поток банальностей из набора «американская мечта»: «терпение и труд все перетрут», «не бойся быть самим собой», «добрые и честные всегда побеждают» и так далее.

Конец Голливуда, каким мы его знаем, скоро наступит — в том числе и благодаря такому наплевательскому подходу студий к потребностям зрителей.

Об этом много говорили недавно Стивен Спилберг и Джордж Лукас, совместно выступившие перед аудиторией Университета Южной Калифорнии. Впрочем это уже совсем другая, взрослая история, мои маленькие друзья.