«Ленфильм» прошел по тонкому льду

«Ленфильм» представил на Культурном форуме «Балабанова» и «Онегу» Любови Аркус, сериал «Ладога» Александра Велединского и будущую Синематеку

Старейшая российская киностудия «Ленфильм» представила новые проекты — «Ладогу» Александра Велединского, документальные «Балабанова» и «Онегу» Любови Аркус, режиссерский дебют Марины Потаповой и будущую Синематеку. Презентация проектов прошла на Международном культурном форуме в Петербурге.

Первый день Международного культурного форума был посвящен кино: студия «Ленфильм» выбрала его для презентации новых проектов и краткого отчета о работе, проделанной после прихода нового руководства. В октябре прошлого года председателем совета директоров стал Федор Бондарчук, а генеральным директором — Эдуард Пичугин. Именно он представил новые проекты, которые в скором будущем должны выйти из цехов «Ленфильма».

Самым громким из них, безусловно, является «Ладога» Александра Велединского, работа над которыми велась на студии в последний год

Интерес к ней обеспечивает не только имя режиссера, но и тема: автор резонансной экранизации романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил» на этот раз снял сериал о водителях, перевозивших людей и продовольствие в годы Ленинградской блокады по Дороге жизни. В картине среди прочих снялись Андрей Мерзликин, Юрий Кузнецов, Ксения Раппопорт, а продюсером выступил Валерий Тодоровский. В следующем году сериал можно будет увидеть на Первом канале.

Кроме того, продюсеры Константин Шавловский и Сергей Сельянов представили сразу две документальные картины Любови Аркус, главного редактора киноведческого журнала «Сеанс» и режиссера фильма «Антон тут рядом». Первая из них носит название «Балабанов» и представляет собой хронику последних месяцев жизни культового режиссера. В нее попали как съемки дома у Балабановых, в которых кинематографист рассказывает о своей жизни и картинах, так и хроники съемок последней ленты режиссера «Я тоже хочу» — о Колокольне счастья, забирающей на небо тех, кто не может жить на земле.

Вторая картина Аркус, «Онега», рассказывает о летнем лагере с таким названием, в котором работают с детьми-аутистами, такими как Антон, герой ее предыдущей картины.

«Онега» была снята до «Антона» и представляла с ним единое целое. Однако, как рассказала Аркус, было принято решение «пожалеть зрителя» и разделить историю о лагере и историю об Антоне на две части.

Кроме того, продюсер Наталья Дрозд представила «Я не вернусь» — ленту о путешествии двух выброшенных на обочину жизни девушек 12 и 22 лет на малую родину одной из них, а также «Дар» (рабочее название — «Моя бабушка ведьма») Сергея Карандашова — мистическая сказка о цирковом мальчике, приезжающем в небольшой город. Последняя картина была заказана комитетом по культуре Санкт-Петербурга еще во времена кризиса на студии и считалась одним из ленфильмовских долгостроев. А накануне презентации гендиректор студии отрапортовал о завершении этого и еще двух долгостроев — «Крыльев» Алексея Лобанова и «Лимузина» Романа Ершова, но на презентации ролики эти двух картин показаны не были.

Тогда же состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между «Ленфильмом» и фондом «Пример интонации» Александра Сокурова.

Фонд, в правление которого входят Наталья Солженицына и Владимир Толстой, ставит своей целью продвижение молодых дебютантов. На презентации были показаны ролики трех короткометражных картин молодых режиссеров Анатолия Бердюгина, Игоря Ольшанского и Марины Потаповой. Потапова, автор сценария главного хита прошлогоднего ММКФ, «Шапито-шоу» Сергея Лобана, впервые выступает в качестве постановщика фильма. Сюжет ее «Некролога» основан на убийстве оппозиционного активиста и вызванном этим преступлением резонансе. Представляя своих подопечных, Сокуров посетовал, что во время переговоров о будущем «Ленфильма» с Министерством культуры не смог защитить свою идею о создании на базе киностудии центра дебютного и авторского фильма.

С его слов выходило, что нынешнее соглашение — мера отчасти вынужденная: без помощи «Ленфильма» питомцам «Примера интонации» не выжить.

Гендиректор студии Эдуард Пичугин был более оптимистичен. Он отчитался о вернувшихся к работе цехах, долгие годы стоявших без движения, и специально созданном подразделении визуальных эффектов, которые будут консультировать мастера этого дела из Голливуда.

Не менее амбициозный проект студия пока только задумала. На базе «Ленфильма» может возникнуть «Синематека — ХХI век» — полноценный аналог мировых музеев кино, который мог бы заниматься комплексным решением проблемы кинообразования. С таким предложением к Минкульту и правительству России обратились участники конференции «Дети синематеки», предшествовавшей презентации и собравшей в одном зале руководителей всех ключевых синематек Европы и Америки, от Вашингтона до Хельсинки. «В России сегодня остро стоит вопрос по аудиовизуальному воспитанию зрителя… Музеи кино и синематеки во всем мире являются посредниками между зрителями и профессионалами кино», — говорится в итоговом меморандуме конференции «Дети синематеки».

Любопытно, что одним из инициаторов этого проекта стал легендарный Наум Клейман — многолетний директор московского Музея кино, уже десять лет не имеющего собственного помещения и кочующего по разным площадкам.

Синематека, которую планируют создать на базе «Ленфильма», должна стать модельным проектом еще для нескольких подобных музеев кино в регионах России. Еще одним двигателем «Синематеки» должен стать петербургский «Сеанс», превратившийся из журнала о кино в настоящую дискуссионную и продюсерскую площадку. Возглавить проект предлагается Александру Сокурову. «Мы просим правительство России и Министерство культуры включить в текст «дорожной карты» развития киноотрасли на 2014–2024 годы проект «Синематека — ХХI век», — подытоживают авторы заявления.