Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Олимпиус и немножко инферно

В прокат выходят «Чемпионы» — киноальманах о победах и преодолениях Бережной и Сихарулидзе, Ильи Ковальчука, Журовой и других звезд спорта

В прокат выходят «Чемпионы» — киноальманах о достижениях шести российских спортсменов, в которых Алексей Чадов, Татьяна Арнтгольц и Светлана Ходченкова разыгрывают сцены из жизни Ильи Ковальчука, Елены Бережной и Светланы Журовой.

Хоккеист Илья Ковальчук (Алексей Чадов) преодолевает серию неудач накануне финала ЧМ-2008, в котором забил две решающие шайбы канадцам и помог сборной стать чемпионами впервые за пятнадцать лет. По версии фильма,

Ковальчук и команда воспрянули духом благодаря школьнику Боре (Семен Трескунов), записавшему для них трогательное обращение на YouTube.

Двукратный олимпийский чемпион и заслуженный мастер спорта СССР Николай Круглов (Андрей Смоляков) втайне от родных продает свои золотые медали, чтобы его сын смог поехать на международный турнир. В итоге Николай Круглов-младший (Марк Богатырев) становится чемпионом мира,

берет серебро на Олимпиаде-2006 и выкупает награды отца.

Сноубордистку Екатерину Илюхину (Таисия Вилкова) в команде прозвали «королевой тренировочных заездов»: будущая серебряная призерка Олимпиады-2010 долго не могла справиться со страхом выступления на официальных турнирах. Сама она в интервью говорит, что побороть волнения ей помог психолог команды, но

в фильме история преодоления Илюхиной превращена в молодежную романтическую комедию.

Конькобежка Светлана Журова (Светлана Ходченкова), которую все списали со счетов после рождения сына, упрямо продолжает тренироваться и в 34 года берет золото в Турине.

Фигуристка Елена Бережная (Татьяна Арнтгольц) в 1996 году получает на тренировке травму, которая должна была поставить крест на ее карьере: конек партнера пробивает ей височную кость.

Влюбленный в нее Антон Сихарулидзе (Константин Крюков) помогает спортсменке сначала заново научиться ходить, затем – кататься.

В 2002 году они под руководством Тамары Москвиной (Роза Хайруллина) берут золото в Солт-Лейк-Сити.

Те, кто опасался, что вышедшие за две недели до Сочи «Чемпионы» окажутся политической агиткой, могут выдохнуть. Снявшая его компания Enjoy Movies продюсировала такие комедии, как «Мамы», «Беременный», «Тот еще Карлсон», «Дублер» и «Что творят мужчины», химически чистые от любых следов политики массовые картины.

С таким послужным списком «Олимпию» Лени Рифеншталь не сделать. И даже если бы Enjoy Movies задумали «Триумф воли», то получился бы все равно триумф Паши Воли.

Поэтому патриотические чувства, рождаемые спортивными победами, здесь эксплуатируются по минимуму: даже гимн не звучит ни разу. В кадре остается только торжество человеческого духа, а его – особенно в случае с подвигом Бережной и Сихарулидзе – не испортить никакому кино.

К тому же фигуристам повезло: у разных секций «Чемпионов» разные режиссеры,

и сюжет про Сихарулизде и Бережную достался Дмитрию Дюжеву;

кроме него новеллы снимали Алексей Вакулов, Артем Аксененко, Эмиль Никогосян.

Как и в своей новелле из альманаха «Мамы», здесь он тщательно воспроизводит все ключевые элементы жанра и добивается стройного повествования. Другим историям повезло меньше.

Основная проблема в том, что «Чемпионы», как и положено агитации за здоровый образ жизни, превращают всех противников героев в ходячие клише.

Если критик, то критикует из зависти к гонорарам. Если против спорта мать, то эта мать, конечно же, алкоголичка, а если отец, то подкаблучник. Плохой партнер — обязательно психопат, распускающий руки. Здесь если уходят из спорта, то ради ночных клубов.

А если пытаются отговорить школьницу от рискованной карьеры, то бронебойным аргументом о том, что у нее из-за коньков ноги будут как у мужика.

Бог с ними, с противниками спорта, но из таких же банальностей здесь составлены сценарии тренировок. В какой-то момент здесь даже на полном серьезе говорят, что

«винтовка должна быть продолжением руки», — и неважно, что эта фраза уже звучала в огромном количестве фильмов не только про спортсменов, но и в картинах про рыцарей, самураев и сбрендивших снайперов.

Психологизма в «Чемпионах» нет; великая тайна превращения смертных людей в непобедимых олимпийских богов не раскрыта — впрочем, как и ни в одном другом фильме о спорте.

На другой чаше весов — легкий ритм, хорошие актеры, зрелищные спецэффекты, беспроигрышные сюжеты и честно работающая сентиментальность. В каком-то смысле это идеальное кино для непредвзято настроенных взрослых и всех без исключения детей. В принятой за эталон голливудской традиции спортивных драм есть целое направление подобных фильмов воспитания, снятых преимущественно «Диснеем». Все они глуповатые, но все внесли свой долгосрочный вклад в олимпийскую копилку страны. То же самое и с «Чемпионами». Это не пир духа для киноманов, но вполне себе питательный завтрак для будущих чемпионов.

Новости и материалы
Делегация Северной Кореи отправилась в Иран впервые за 5 лет
В Харькове повреждены многоэтажные здания, есть раненые
Экс-спикер Рады: отказ украинцам в консульских услугах приведет к потере целого поколения
Две трети россиян признали бесполезным худеть к лету
Ученые узнали, почему людям так сложно возрождать старую дружбу
Россиянам напомнили о льготах при поступлении в вузы в 2024 году
Госсекретарь США обсудит в Китае Россию
Ученые создали искусственные клетки и научились программировать их поведение
В аэропорту Сочи на борту самолета был задержан неадекватный пассажир
Половина россиян не знают симптомы диабета
Армянский архиепископ пригрозил проклятием за забвение геноцида
Нападающий ЦСКА заявил, что рад смене тренера
Стали известны подробности задержания замминистра обороны
Эрдоган назвал Нетаньяху Гитлером
Байден заявил, что США являются единственным мировым лидером
В органах рассказали об оперативной разработке по делу замминистра обороны
Канада разрешила делать Airbus из российского титана
Канадец из ЦСКА назвал Москву лучшим местом для жизни
Все новости