Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Арт и дизайн

Сергей Гунеев Торжественное закрытие XXII летних Олимпийских игр. Центральный стадион имени Ленина (Лужники). Москва. 1980 год Архив РИА «Новости»
Тренер советских фигуристов Татьяна Тарасова на Олимпийских играх в Лейк-Плэсиде. США, 1980 годДмитрий Донской. Архив РИА «Новости»
Полина Астахова (справа) в упражнениях на брусьях завоевала золотую медаль. Слева — Елена Волчецкая (8-е место в гимнастическом многоборье). XVIII летние Олимпийские игры. Япония, Токио. 1964 годАрхив РИА «Новости»
Леонид Доренский.Чемпион XVII Олимпийских игр гимнаст Борис Шахлин выполняет упражнения на брусьях. Рим, Италия. 1960 годАрхив РИА «Новости»
Дмитрий Донской Трехкратная олимпийская чемпионка советская лыжница Галина Кулакова. XI зимняя Олимпиада. Саппоро, Япония. 1972 годАрхив РИА «Новости»
Юрий Сомов Встреча по хоккею сборных команд СССР и Канады, которую выиграли советские хоккеисты по счетом 3:2. Момент игры, когда была забита еще одна шайба в ворота канадцев. IX зимние Олимпийские игры. Инсбрук, Австрия. 1964 годАрхив РИА «Новости»
 Борис Малков Федор Терентьев, Павел Колчин, Николай Аникин и Владимир Кузин — члены советской команды, выигравшей золотую медаль в лыжной эстафете 4х10 км. VII зимние Олимпийские игры. Кортина-д'Ампеццо, Италия. 1956 годАрхив РИА «Новости»
Анатолий ГаранинВиктор Чукарин становится первым в СССР абсолютным олимпийским чемпионом. Помимо золота в личном и командном первенствах, на коне и в опорном прыжке, Чукарин добывает серебро на брусьях и кольцах. XV Олимпийские летние игры. Хельсинки. 1952 год
Анатолий Гаранин Абсолютная чемпионка Олимпиады, советская гимнастка Мария Гороховская (слева) и Нина Пономарева-Ромашкова, завоевавшая первую золотую медаль в метании диска. XV летние Олимпийские игры. Хельсинки. 1952 год
 Анатолий ГаранинXV Олимпийские летние игры. Хельсинки. 1952 годАрхив РИА «Новости»
Сергей ГунеевРоссийская фигуристка Ирина Слуцкая во время выступления на XIX зимних Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити. Она стала серебряным призером в одиночном фигурном катании. США. 2002 годАрхив РИА «Новости»
Сергей Гунеев Россиянка Елена Исинбаева завоевала золотую медаль в прыжках с шестом на летней XXVIII Олимпиаде. Афины, Греция. 2004 годАрхив РИА «Новости»
Сергей Гунеев Торжественное закрытие XXII летних Олимпийских игр. Центральный стадион имени Ленина (Лужники). Москва. 1980 год Архив РИА «Новости»
Тренер советских фигуристов Татьяна Тарасова на Олимпийских играх в Лейк-Плэсиде. США, 1980 годДмитрий Донской. Архив РИА «Новости»
Полина Астахова (справа) в упражнениях на брусьях завоевала золотую медаль. Слева — Елена Волчецкая (8-е место в гимнастическом многоборье). XVIII летние Олимпийские игры. Япония, Токио. 1964 годАрхив РИА «Новости»
Леонид Доренский.Чемпион XVII Олимпийских игр гимнаст Борис Шахлин выполняет упражнения на брусьях. Рим, Италия. 1960 годАрхив РИА «Новости»
Дмитрий Донской Трехкратная олимпийская чемпионка советская лыжница Галина Кулакова. XI зимняя Олимпиада. Саппоро, Япония. 1972 годАрхив РИА «Новости»
Юрий Сомов Встреча по хоккею сборных команд СССР и Канады, которую выиграли советские хоккеисты по счетом 3:2. Момент игры, когда была забита еще одна шайба в ворота канадцев. IX зимние Олимпийские игры. Инсбрук, Австрия. 1964 годАрхив РИА «Новости»
 Борис Малков Федор Терентьев, Павел Колчин, Николай Аникин и Владимир Кузин — члены советской команды, выигравшей золотую медаль в лыжной эстафете 4х10 км. VII зимние Олимпийские игры. Кортина-д'Ампеццо, Италия. 1956 годАрхив РИА «Новости»
Анатолий ГаранинВиктор Чукарин становится первым в СССР абсолютным олимпийским чемпионом. Помимо золота в личном и командном первенствах, на коне и в опорном прыжке, Чукарин добывает серебро на брусьях и кольцах. XV Олимпийские летние игры. Хельсинки. 1952 год
Анатолий Гаранин Абсолютная чемпионка Олимпиады, советская гимнастка Мария Гороховская (слева) и Нина Пономарева-Ромашкова, завоевавшая первую золотую медаль в метании диска. XV летние Олимпийские игры. Хельсинки. 1952 год
 Анатолий ГаранинXV Олимпийские летние игры. Хельсинки. 1952 годАрхив РИА «Новости»
Сергей ГунеевРоссийская фигуристка Ирина Слуцкая во время выступления на XIX зимних Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити. Она стала серебряным призером в одиночном фигурном катании. США. 2002 годАрхив РИА «Новости»
Сергей Гунеев Россиянка Елена Исинбаева завоевала золотую медаль в прыжках с шестом на летней XXVIII Олимпиаде. Афины, Греция. 2004 годАрхив РИА «Новости»
  • Сергей Гунеев Торжественное закрытие XXII летних Олимпийских игр. Центральный стадион имени Ленина (Лужники). Москва. 1980 год Архив РИА «Новости»
  • Тренер советских фигуристов Татьяна Тарасова на Олимпийских играх в Лейк-Плэсиде. США, 1980 годДмитрий Донской. Архив РИА «Новости»
  • Полина Астахова (справа) в упражнениях на брусьях завоевала золотую медаль. Слева — Елена Волчецкая (8-е место в гимнастическом многоборье). XVIII летние Олимпийские игры. Япония, Токио. 1964 годАрхив РИА «Новости»
  • Леонид Доренский.Чемпион XVII Олимпийских игр гимнаст Борис Шахлин выполняет упражнения на брусьях. Рим, Италия. 1960 годАрхив РИА «Новости»
  • Дмитрий Донской Трехкратная олимпийская чемпионка советская лыжница Галина Кулакова. XI зимняя Олимпиада. Саппоро, Япония. 1972 годАрхив РИА «Новости»
  • Юрий Сомов Встреча по хоккею сборных команд СССР и Канады, которую выиграли советские хоккеисты по счетом 3:2. Момент игры, когда была забита еще одна шайба в ворота канадцев. IX зимние Олимпийские игры. Инсбрук, Австрия. 1964 годАрхив РИА «Новости»
  • Борис Малков Федор Терентьев, Павел Колчин, Николай Аникин и Владимир Кузин — члены советской команды, выигравшей золотую медаль в лыжной эстафете 4х10 км. VII зимние Олимпийские игры. Кортина-д'Ампеццо, Италия. 1956 годАрхив РИА «Новости»
  • Анатолий ГаранинВиктор Чукарин становится первым в СССР абсолютным олимпийским чемпионом. Помимо золота в личном и командном первенствах, на коне и в опорном прыжке, Чукарин добывает серебро на брусьях и кольцах. XV Олимпийские летние игры. Хельсинки. 1952 год
  • Анатолий Гаранин Абсолютная чемпионка Олимпиады, советская гимнастка Мария Гороховская (слева) и Нина Пономарева-Ромашкова, завоевавшая первую золотую медаль в метании диска. XV летние Олимпийские игры. Хельсинки. 1952 год
  • Анатолий ГаранинXV Олимпийские летние игры. Хельсинки. 1952 годАрхив РИА «Новости»
  • Сергей ГунеевРоссийская фигуристка Ирина Слуцкая во время выступления на XIX зимних Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити. Она стала серебряным призером в одиночном фигурном катании. США. 2002 годАрхив РИА «Новости»
  • Сергей Гунеев Россиянка Елена Исинбаева завоевала золотую медаль в прыжках с шестом на летней XXVIII Олимпиаде. Афины, Греция. 2004 годАрхив РИА «Новости»
1 12

Фотофиниш на старте

Выставка «Россия на Олимпиадах» покажет спортивных звезд СССР и России за последние 60 лет

Велимир Мойст

В Мультимедиа Арт Музее открылась фотовыставка «Россия на Олимпиадах» — репортажная мозаика шести с лишним десятилетий, которая показывает не подробный отчет о соревнованиях, а потаенную борьбу между парадно-патриотическими и художественными ракурсами.

В ХХ веке, когда аппаратура стала достаточно компактной и мобильной, фотографы пристрастились снимать разного рода атлетические состязания. Порой это стремление диктовалось даже не любовью к спорту как таковому, а желанием достичь максимальной пластической выразительности кадров. Но со временем сформировался слой профессионалов, для которых спортивная фотожурналистика превратилась в узкую специализацию. Именно они чаще всего и командировались на Олимпийские игры для фиксации тамошних перипетий — и еще для прославления успехов национальной сборной.

Разумеется, пропагандистские задачи в той или иной мере ставились перед всеми официальными репортерами, но для фотокоров из Страны Советов они были явно приоритетными.

Об этом невозможно не вспомнить на выставке «Россия на Олимпиадах», устроенной накануне сочинских Игр в Мультимедиа Арт Музее. Проект, реализованный здесь совместно с РИА «Новости», вроде бы не подразумевает особых идеологических аллюзий, но они сами напрашиваются. С первой для Советского Союза хельсинкской Олимпиады 1952 года международный спортивный контекст воспринимался руководством страны как еще одно поле для утверждения превосходства социалистических ценностей над капиталистическими. И репортерский взгляд не мог не быть «заточен» соответствующим образом. Тем не менее первоклассные фотографы вроде Льва Бородулина, Юрия Сомова, Дмитрия Донского, Сергея Ильина все же постоянно выходили за рамки казенных стереотипов.

Пожалуй, в выискивании подобных нюансов заключается главная интрига этой выставки. Хотя формальная сюжетная основа здесь совершенно иная.

Спортивные фотоархивы РИА «Новости» разложены по хронологическим полочкам: каждой Олимпиаде, от Хельсинки до Лондона, отведен свой небольшой раздел.

Логичным образом эта историческая линия упирается в Сочи.

Предстоящие Игры символизированы набором портретов всех членов сборной России и обзором свежевозведенных спортивных объектов. Понятно, впрочем, что ретроспектива здесь важнее анонса. Зрителю предложено попутешествовать «через годы, через расстоянья» по разным Олимпиадам, но не просто так попутешествовать, а с патриотическими целями. Всегда и везде в фокусе только советские или российские атлеты — главным образом звезды и чемпионы, а не рядовые «пехотинцы». Оно и понятно:

репортеры предпочитали снимать ярких личностей и яркие моменты, редакторы из общего визуального потока выбирали именно «наших», а сегодняшней публике проще вовлечься в этот калейдоскоп именно через узнаваемые лица Ирины Родниной, Леонида Жаботинского и Елены Исинбаевой.

Сценарий выглядит почти неизбежным и оттого несколько банальным. Стоит на минуту перестать концентрироваться на датах и лицах, как фотографии начинают сливаться в беспрерывный ряд под девизом «быстрее, выше, сильнее». Тут и приходит на выручку та самая модель восприятия, о которой говорилось выше. Если заняться поиском скрытых конфликтов между пропагандой и авторским самовыражением, то выставка приобретает ощутимо другую структуру. Собственно говоря, эта другая структура никем из устроителей сознательно не закладывалась, она может проявиться только при определенном зрительском прицеле. А еще можно обратить внимание на эволюцию репортерской манеры, что тоже по-своему связано с идеологическими парадигмами прошлого. Правда, экспозиция тогда лишается своего ностальгического простодушия, но это уже вопрос персональной склонности к тем или иным впечатлениям.