Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Кино

Немецкая модель Антония Гаррн
Актер Джефф Голдблюм
Актер Эдвард Нортон раздает автографы
Немецкая актриса Вероника Феррес
Актер Кристоф Вальц с женой
Немецкая актриса Лавиния Уилсон
Актер Джон Харт
Датская актриса Трине Дюрхольм
Актер Билл Мюррей
Австрийская актриса Нора фон Вальдштеттен
Английский актер Рэйф Файнс
Актер Уиллем Дефо
Немецкая актриса Хайке Макач
Немецкая модель Антония Гаррн
Актер Джефф Голдблюм
Актер Эдвард Нортон раздает автографы
Немецкая актриса Вероника Феррес
Актер Кристоф Вальц с женой
Немецкая актриса Лавиния Уилсон
Актер Джон Харт
Датская актриса Трине Дюрхольм
Актер Билл Мюррей
Австрийская актриса Нора фон Вальдштеттен
Английский актер Рэйф Файнс
Актер Уиллем Дефо
Немецкая актриса Хайке Макач
  • Немецкая модель Антония Гаррн
  • Актер Джефф Голдблюм
  • Актер Эдвард Нортон раздает автографы
  • Немецкая актриса Вероника Феррес
  • Актер Кристоф Вальц с женой
  • Немецкая актриса Лавиния Уилсон
  • Актер Джон Харт
  • Датская актриса Трине Дюрхольм
  • Актер Билл Мюррей
  • Австрийская актриса Нора фон Вальдштеттен
  • Английский актер Рэйф Файнс
  • Актер Уиллем Дефо
  • Немецкая актриса Хайке Макач
1 14

Игрушечный блицкриг

В Берлине открылся 64-й международный кинофестиваль

Владимир Лященко (Берлин)

В Берлине открылся 64-й международный кинофестиваль. О церемонии и премьере фильма «Отель «Гранд Будапешт» в репортаже «Газеты.Ru».

Лейтмотивом церемонии открытия Берлинского кинофестиваля стало общение острой на два языка (немецкий и английский) телезвезды, актрисы Анке Энгельке с сидящими в зале знаменитыми гостями. Ведущая вечера прошлась по рядам, подходя то к одному, то к другому приятному человеку. Поговорила с британским актером Джоном Хартом о 20 минутах, которые продюсеры братья Вайнштейн вырезали для американского проката из постапокалиптического триллера Пон Чжун Хо «Сквозь снег» (Snowpiercer). Фильм, прокат которого уже состоялся на родине в Южной Корее, а также во Франции, Таиланде и Гонконге, покажут в Берлине в рамках программы «Форум».

Старательно коверкала имя Сирши Ронан (действительно, не похоже на «Сирша», скорее «Сёрша»). Обменялась шутками на тему немецкого акцента в английской речи с директором Берлинале Дитером Коссликом.

Спрашивала у всех, они ли это на самом деле, пока не дошла до Тильды Суинтон и получила ответ: «Нет, это не я». «А кто же вы сегодня?» — удивилась ведущая. «Дэвид Боуи», — срезала актриса.

К артистам из фильма «Отель «Гранд Будапешт», которым фестиваль в этот вечер открывался, внимание было особое. Повезло только режиссеру Уэсу Андерсону: поздоровавшись с ним, Энгельке мгновенно переключилась на Билла Мюррея, но тот был немногословен. Хотя конкурировать с ним за обожание зала мог только член жюри Кристоф Вальц.

Зато потом Мюррей материализовался вместе с Андерсоном и главой фестиваля Дитером Коссликом на сцене Фридрихштадт-Палаца, на экран которого проецировалась прямая трансляция открытия из фестивального дворца (бонус трансляции — гости, зевающие во время доклада министра культуры), и произнес зажигательную речь. Ее суть которой сводилась к тому, что новый фильм Уэса Андерсона лучше всех предыдущих, а остальных участников конкурса можно после него и не смотреть.

Новый фильм Уэса Андерсона ожидаемо похож на все предыдущие разом: предельная декоративность, узнаваемые лица, ракурсы, отъезды и повороты камеры.

Но повод — модернистская проза Стефана Цвейга (посвящение ему появляется в финальных титрах) и осмысление судеб мира на примере вымышленного уголка бывшей империи, в которой угадывается Австро-Венгрия.

Уголок называется «государство Зубровка», основное место действия — увядший к 1980-м отель на горе, попасть на которую можно только посредством фуникулера.

И отель, и фуникулер представлены в изящной, почти двухмерной смешанной технике: тут и стоп-моушен-анимация, и комбинированные съемки, и шутливые фокусы с тенями. В жюри есть как минимум один человек, которому эта затейливость должна бы понравиться, — это Мишель Гондри.

Основное время действия — 1930-е годы: в альтернативной Европе у Андерсона поезд с героями Райфа Файнса и молодого актера Тони Револори дважды останавливают люди сначала в серой, а затем уже и в черной форме (Файнс играет Месье Густава Х., консьержа, чьи усилия принесли и приумножили славу «Гранд Будапешта», Револори — его ученика по имени Зиро Мустафа, будущего владельца отеля). Первая остановка — аннексия Зубровки, отсылающая к аншлюсу Австрии Германией в 1938 году. Вторая — Лутцкриг, названный так по городу, который навещают герои. В газетах — предвоенная напряженность.

Уже в 1980-х Зиро (в исполнении Ф. Мюррея Абрахама) рассказывает свою историю постояльцу (Джуд Лоу). Постоялец станет писателем (Том Уилкинсон) и напишет книгу «Отель «Гранд Будапешт».

А пока что двусмысленные обстоятельства дружбы Густава Х. с одинокой постоялицей преклонных лет (живые глаза Тильды Суинтон под искусной старческой маской) открывают перед героями извилистый путь к возможным богатству и счастью.

За первую часть отвечает вымышленная картина «Мальчик с яблоком» вымышленного же фламандского живописца. За вторую — помощница кондитера Агата (Сирша Ронан), в которую влюбляется Зиро. На пути встают сын старухи Дмитрий (Эдриен Броуди), его клыкастый помощник Джей Джи Джоплин (Уиллем Дефо) и строгий, но добрый и справедливый инспектор полиции Хенкельс (Эдвард Нортон).

Помощников и просто эпизодических персонажей сложно сосчитать.

То Леа Сейду дверь откроет, то Матьё Амальрик в костюме повара пронесется со страшными глазами, то Билл Мюррей трубку снимет, то лысый Харви Кейтел в наколках на нарах рассядется, то Джефф Голдблюм документ зачитает.

Любимые актеры Андерсона, Джейсон Шварцман и Оуэн Уилсон, также прилагаются. И все это на фоне фуникулеров и башенок из папье-маше, игрушечных машинок и снега из пенопласта.

Если прошлый фильм Андерсона «Королевство полной луны» можно назвать кукольным домом, то новая картина «Отель «Гранд Будапешт» — это уже кукольный замок, кукольная Буда, кукольный Вайдахуняд и кукольный Нойшванштайн: большой макет с горами, дворцами, железной дорогой, вагончиками над пропастью и тюрьмой. То ли людей стало слишком много и они перестали помещаться в уютном мирке, то ли масштаб сооружения потребовал роста народонаселения.

Как бы там ни было, после пронзительной оды детству, какой было «Королевство полной луны», детективно-философский триллер об утраченной Европе «Отель «Гранд Будапешт» оборачивается бодрым, но безжизненным аттракционом.

Колесики вращаются, вагончики едут, лампочки мигают и даже дым идет, но хочется сбежать обратно на берег той утопии, в которой пластинка пела про время любви голосом Франсуазы Арди.

Когда во время церемонии открытия ведущая спросила Косслика, почему он выбрал «Отель «Гранд Будапешт» в качестве фильма открытия, тот ответил, что придумал это решение в ответ на вопрос своего друга, директора Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо: мол, у того в 2012-м «Королевство полной луны» Андерсона и открывало праздник, и в конкурсе участвовало.

Пускай это и шутка, но в ней есть элемент признания того, что Берлин от Канна подотстал, и даже не на два года.

Отсюда и стремление подсветить каждую звезду в зрительном зале, направить на нее луч света, попросить сказать пару слов. Хорошо, когда для этой цели может хватить и неполной съемочной группы одного фильма.