Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Царство нелестное

В прокате «Лекарь: Ученик Авиценны» со Стелланом Скарсгардом, Беном Кингсли и Оливье Мартинесом

В прокате «Лекарь: Ученик Авиценны» — любопытный исторический фильм про великих врачей со Стелланом Скарсгардом, Беном Кингсли и Оливье Мартинесом.

ХI век, Англия: мать маленького Роба Коула (Том Пейн) умирает от «кишечной болезни» — обострения аппендицита. Ей пытается помочь малограмотный, но деятельный странствующий брадобрей (Стеллан Скарсгард, которого на этой неделе можно будет увидеть в «Нимфоманке» Ларса фон Триера). Его не пускает к больной священник: мол, не надо перечить воле Господа. После смерти святой отец и добрые соседи растаскивают нехитрое наследство и сирот, но Роба не берут: он лишний рот. Мальчик увивается за брадобреем, колесит по Англии, взрослеет и становится подмастерьем.

Свою юность он проживает не ярко, но с пользой: удаляет зубы, прижигает геморрой, лечит вывихи и получает по лицу, если пациенты чем-то недовольны.

Учитель счастлив, но ученик мечтает о большем. Узнав от образованных иудеев, что в Персии живет великий врач Авиценна, он пускается в дальнюю дорогу. Поскольку христианам в мусульманский мир путь закрыт, Роб называется Йеси Вениаминовичем и в полевых условиях делает себе обрезание.

На этом его жертвы во имя науки только начинаются. В Египте он чуть не умрет во время песчаной бури. По прибытии в Исфахан будет вынужден наблюдать, как полюбившаяся ему прелестная еврейка (Эмма Ригби) выходит замуж за старого купца. Знаменитый Авиценна (Бен Кингсли) будет заставлять дни напролет лечить чумных, а ночи проводить в библиотеке. А просвещенный, но жестокий шах Ала ад-Дин Астыз (Оливье Мартинес) сделает Йеси-Роба своей любимой игрушкой. Впрочем, когда к городу подойдет армия сельджуков, требующих казни всех инородцев и закрытия академии Авиценны, станет уже не до игр.

Назвать этот гимн просвещению историческим фильмом было бы мракобесием: здесь искажены и история Асфахана, и образ шаха, и биография Ибн Сины, и состояние средневековой медицины.

Одним из главных конфликтов сюжета является желание ученика вскрывать трупы, чтобы понять анатомию и причины болезни. При этом аутопсию осуждают все, включая Авиценну: и у мусульман, и у иудеев, и у христиан такое глумление над телом — грех. В действительности в Средневековье вскрытие особо не ограничивали даже на Западе, что несколько лет назад доказала гарвардский профессор Кэтрин Пак. Но в фильме эта дилемма позволяет запустить и комическую линию (вскрывают здесь в итоге зороастрийца, который только за), и триллер (за колдовство с органами героя ждет смерть), и философские поиски Бога.

Со сложными отношениями религии и науки фильм вообще не церемонится. Гонителями ученых назначает радикальных мусульман. Иудеев критикует за привычку изгонять жен в нечистые дни из ложа, а в случае неверности еще и побивать камнями.

Христианства же в фильме как бы и нет: европейское Средневековье показано безбожным и совсем не таким, как в «Седьмой печати» и «Фаусте».

Религия упоминается всего дважды: когда священник делит имущество сирот и когда герой комично извиняется перед Богом за то, что какое-то время в научных целях будет выдавать себя за еврея.

Смелости фильму немецкого режиссера Штёльцля (автора байопика «Гетё!» и клипов Rammmstein), таким образом, не занимать: еще немного, и он оказался бы на одной Голгофе со «Страстями Христовыми». Скепсисом по отношению к официальным институтам религии (но не самой веры) зашифрованное послание «Лекаря», однако, не ограничивается. Фильм еще и напоминает о хрупкости цивилизации и о том, как быстро ее можно ввергнуть обратно в Средневековье. А рецепт сохранения мира предлагает всего один и тот давно известный — светское просвещение. У Авиценны, мол, учились мусульмане, иудеи и даже один стеснительный христианин, и все были дружны и равны.

При этом главный сюжет, несмотря на все эти многоуровневые аллюзии, прост и мудр, как сказки из Книги тысячи и одной ночи. Стремление к знаниям. Запретная любовь. Великий наставник. Добрый царь. Злой визирь. Неминуемая смерть. Чудесное спасение. С точки зрения постановки все это не уступает даже «Царству небесному» Ридли Скотта. Но скучноватая простота характеров обесценивает участие Кингли и Скарсгарда, а самонадеянный хронометраж (150 минут) заставляет жалеть, что из «Лекаря» не сделали двух- или трехсерийный телефильм. В этом случае он бы обязательно превзошел любой сериал. А на кинонаграды таким фильмам претендовать не приходится, если, конечно, они не сняты Гибсоном и не говорят на древних языках.

С другой стороны, зрителям, которые никуда не спешат, любят богатые костюмные постановки и верят в пользу биографий великих людей, «Лекарь» точно не наскучит. Особенно если эти зрители — сами врачи.

Новости и материалы
В Якутии у самолета с пассажирами лопнули колеса шасси при посадке
В России вырос средний платеж коллекторам
В Китае ответили на выделение помощи США Тайваню
Синоптики рассказали о погоде в Москве 24 апреля
Южная Корея и США провели учения по противодействию помехам работы GPS со стороны КНДР
Японский лунный модуль SLIM неожиданно пережил третью лунную ночь
Директора московской школы осудили за организацию покушения на жену депутата
Колумбия направила США ноту протеста
На Украине пропали четыре бразильских бойца Иностранного легиона
В КНР назвали состав новой миссии на станцию «Тяньгун»
Названы самые популярные ноутбуки у россиян
Трамп и Байден выигрывают праймериз еще в одном штате
В «Лаборатории Касперского» предупредили о главной в этом году цели хакеров
У побережья Панамы произошло сильное землетрясение
Сестра лидера Северной Кореи в очередной раз обвинила США
Буэнос-Айрес требует ареста иранского министра, считая его причастным к теракту
Ученые выяснили происхождение загадочных вспышек в космосе
В РПЦ призвали наказывать за ложные доносы на семью и ошибки сотрудников опеки
Все новости