Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Кино

Анатолий Кузнецов в роли Сухова в фильме «Белое солнце пустыни», 1969 год
Анатолий Кузнецов, 1974 год
Анатолий Кузнецов на церемонии открытия отреставрированного кинотеатра «Иллюзион», 2004 год
Дмитрий Медведев и Анатолий Кузнецов, награжденный орденом Дружбы, на церемонии вручения государственных наград в Екатерининском зале Кремля, 2011 год
Анатолий Кузнецов на Рождественском благотворительном балу в ГУМе, 2003 год
Анатолий Кузнецов с дочкой Ириной на церемонии открытия XXIX Московского международного кинофестиваля у кинотеатра «Пушкинский», 2007 год
Анатолий Кузнецов, Ирина Шевчук и Леонид Ярмольник (справа налево) в фильме Вениамина Дормана «Медный ангел», 1985 год
Анатолий Кузнецов в роли Бальшева в фильме «Жить по-своему», 1977 год
Анатолий Кузнецов в роли Пеклеванова в фильме «Этих дней не смолкнет слава...», 1974 год
Анатолий Кузнецов, 1968 год
Валентина Малявина (cправа) в роли Аси и Анатолий Кузнецов (слева) в роли Павла в художественном фильме «Утренние поезда», 1964 год
Анатолий Кузнецов, 1962 год
Анатолий Кузнецов в роли Сухова в фильме «Белое солнце пустыни», 1969 год
Анатолий Кузнецов, 1974 год
Анатолий Кузнецов на церемонии открытия отреставрированного кинотеатра «Иллюзион», 2004 год
Дмитрий Медведев и Анатолий Кузнецов, награжденный орденом Дружбы, на церемонии вручения государственных наград в Екатерининском зале Кремля, 2011 год
Анатолий Кузнецов на Рождественском благотворительном балу в ГУМе, 2003 год
Анатолий Кузнецов с дочкой Ириной на церемонии открытия XXIX Московского международного кинофестиваля у кинотеатра «Пушкинский», 2007 год
Анатолий Кузнецов, Ирина Шевчук и Леонид Ярмольник (справа налево) в фильме Вениамина Дормана «Медный ангел», 1985 год
Анатолий Кузнецов в роли Бальшева в фильме «Жить по-своему», 1977 год
Анатолий Кузнецов в роли Пеклеванова в фильме «Этих дней не смолкнет слава...», 1974 год
Анатолий Кузнецов, 1968 год
Валентина Малявина (cправа) в роли Аси и Анатолий Кузнецов (слева) в роли Павла в художественном фильме «Утренние поезда», 1964 год
Анатолий Кузнецов, 1962 год
  • Анатолий Кузнецов в роли Сухова в фильме «Белое солнце пустыни», 1969 год
  • Анатолий Кузнецов, 1974 год
  • Анатолий Кузнецов на церемонии открытия отреставрированного кинотеатра «Иллюзион», 2004 год
  • Дмитрий Медведев и Анатолий Кузнецов, награжденный орденом Дружбы, на церемонии вручения государственных наград в Екатерининском зале Кремля, 2011 год
  • Анатолий Кузнецов на Рождественском благотворительном балу в ГУМе, 2003 год
  • Анатолий Кузнецов с дочкой Ириной на церемонии открытия XXIX Московского международного кинофестиваля у кинотеатра «Пушкинский», 2007 год
  • Анатолий Кузнецов, Ирина Шевчук и Леонид Ярмольник (справа налево) в фильме Вениамина Дормана «Медный ангел», 1985 год
  • Анатолий Кузнецов в роли Бальшева в фильме «Жить по-своему», 1977 год
  • Анатолий Кузнецов в роли Пеклеванова в фильме «Этих дней не смолкнет слава...», 1974 год
  • Анатолий Кузнецов, 1968 год
  • Валентина Малявина (cправа) в роли Аси и Анатолий Кузнецов (слева) в роли Павла в художественном фильме «Утренние поезда», 1964 год
  • Анатолий Кузнецов, 1962 год
1 12

Какой это Сухов

Умер актер Анатолий Кузнецов, сыгравший Сухова в «Белом солнце пустыни»

Отдел культуры

На 84-м году жизни скончался актер, народный артист РСФСР Анатолий Кузнецов — красноармеец Сухов из «Белого солнца пустыни».

Анатолий Кузнецов прожил в кино около шестидесяти лет. Его первым фильмом стала приключенческая лента Георгия Мдивани «Опасные тропы» — с вражескими диверсантами и отважными советскими специалистами. Роль у Кузнецова была второго плана, но заметная, да и картина — хоть и не выдающаяся, но замеченная зрителями (9-е место в прокате 1955 года). И уже в следующем фильме актер получает главную роль — в музыкальной комедии «Гость с Кубани» Кузнецов сыграл молодого комбайнера, который к финалу стал ударником труда. Так и шло следующие десять лет — каждый год по фильму, роли или главные, или близкие к тому, а их уровень все выше. Кузнецов снимался в школьной драме «Друг мой, Колька!» Алексея Салтыкова и Александра Митты, «Дайте жалобную книгу» Эльдара Рязанова, «Весне на Одере», экранизации романа Эммануила Казакевича, и «Освобождении» — первой части эпопеи Юрия Озерова.

Прорывов, правда, не было. Кузнецов признавался в интервью, что отказался сниматься у Рязанова в «Карнавальной ночи» (ему была предложена роль Гриши Кольцова) и в «Берегись автомобиля» (где мог стать следователем Максимом Подберезовиковым) — и очень жалел об этих отказах, когда фильмы все же вышли на экраны.

Но получилось так, что прославила Кузнецова не работа с одним из мастеров советской комедии.

О том, как трудно рождался первый советский истерн «Белое солнце пустыни», известно, кажется почти все. Известно, например, как оставшемуся без работы режиссеру Владимиру Мотылю руководитель Экспериментальной творческой киностудии Григорий Чухрай отдал сценарий под названием «Спасите гарем», от которого отказались Кончаловский, Чулюкин и Кеосаян. Причем участие Анатолия Кузнецова вроде бы сначала подразумевалось, но потом на роль Сухова утвердили Георгия Юматова. Потом Кузнецова вернули…

В итоге получилось настоящее, без скидок культовое кино — со ставшими крылатыми фразами, с традицией просмотра этой картины космонавтами перед стартом очередного корабля.

Фильм, который невозможно представить без Кузнецова-Сухова.

Конечно, «Белое солнце пустыни» — это целый ансамбль прекрасных актерских работ, которые удивительным образом свел вместе Владимир Мотыль. Павел Луспекаев, Николай Годовиков, Спартак Мишулин, Кахи Кавсадзе и все остальные были на своем месте. И на своем же месте был Анатолий Кузнецов — как в этом кино, безусловно и беззаветно любимом всеми кинозрителями бывшего СССР, так и в кино вообще.

Снимался Кузнецов много — в его фильмографии более 110 картин.

Играл в «Горячем снеге», «В зоне особого внимания», «Турецком гамбите», в сериалах «На углу, у Патриарших» и «Мосгаз». Играл роли, характерные во всех смыслах этого слова, — генералов, адмиралов, полковников, людей волевых и к рефлексии не склонных.

Обычно «актеров одной роли» принято жалеть — за нереализованные амбиции, за невозможность повторения однажды случившегося успеха. Кузнецова унизить такой жалостью не получится — капитал известности, выданный ему «Белым солнцем пустыни», он вложил в свою карьеру — и превратил ее в путь актера, по которому его талант шел под руку с трудолюбием, не соблазняясь громкими ролями и быстрой славой. И сожалеть в его случае можно лишь об одном: что этот путь закончился, стал частью истории российского кино — примером для следующих за Кузнецовым актерских поколений.