Слушать новости
Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Шоу-бизнес

Reuters

Тупак ушел, а музыка вечна

Бродвейский мюзикл-байопик Тупака Шакура закрывается

Наталия Митюшева, Игорь Карев

Мюзикл по мотивам биографии и песен известного рэпера Тупака Шакура не выдержал и месяца на бродвейской сцене. «Газета.Ru» выясняет причины провала и вспоминает лучшие театральные постановки, основанные на музыкальном наследии известных рок- и поп-исполнителей.

Продюсеры решили закрыть первый бродвейский рэп-мюзикл, основанный на творчестве музыканта Тупака Шакура, погибшего в 1996 году от рук неизвестных. Спектакль «Holler If Ya Hear Me» («Кричи, если слышишь меня») продержался на сцене Palace Theatre всего месяц — 19 июня состоялась премьера, а уже 20 июля зрители увидят последнее шоу.

В мюзикле рассказывается об истории любви и жизни на окраинах промышленного американского города на Среднем Западе, а сюжет затрагивает темы расовой дискриминации, насилия, безработицы и преступности. Все эти темы отражались и в лирике Тупака Шакура, которого журнал Rolling Stone поместил на 86-е место в рейтинге величайших исполнителей всех времен.

Причиной закрытия мюзикла стал низкий интерес зрителей и нецельность спектакля: по мнению критиков, песни Тупака Шакура с трудом вписываются в придуманную авторами постановки сюжетную канву. Спектакль еще во время предварительных показов, которые начались 2 июня, с трудом привлекал зрителей и вдобавок был раскритикован театральными журналистами — некоторые рецензенты написали, что мюзикл можно было и не открывать. Примечательно, что продюсеры на всякий случай перепланировали театр, уменьшив количество мест чуть ли не втрое — с 1700 до 600, — но и это им не помогло. О каких-то планах, о турах по стране или переносе мюзикла на менее амбициозную площадку пока не сообщается. «Газета.Ru» вспоминает более успешные примеры адаптации музыки популярных исполнителей к театральной сцене.

«Mamma Mia!»

Мюзикл «Mamma Mia!», основанный на творчестве шведской группы ABBA, придумали участники квартета Бьорн Ульвеус и Бенни Андерссон. Премьера спектакля состоялась в Лондоне в 1999 году, и с тех пор его посмотрело более 27 млн зрителей во всем мире. Мюзикл «Mamma Mia!» поставлен на 140 театральных площадках — от США до Японии.

В спектакль, романтическую историю о любви и отношениях между поколениями, вошли 22 самые известные песни группы АВВА. Среди них заглавная «Mamma mia», «Gimme! Gimme! Gimme! (A Man After Midnight)», «Money, Money, Money» и другие.

Русскоязычная версия мюзикла «Mamma Mia!» была поставлена в Москве в 2006 году и шла в течение двух лет восемь раз в неделю. Успех спектакля был так велик, а сборы столь высоки, что в 2012 году его возобновили на два сезона. В течение 2013 года «Mamma Mia!» играли и в Петербурге.

«Let It Be»

Мюзикл «Let It Be» — это биографическое исследование творческого пути группы The Beatles; в нем хватило места и для выступлений в ливерпульском клубе Cavern, и для первого американского турне, и для концерта на стадионе Shea в Нью-Йорке. В спектакле звучат песни группы, а главные персонажи — молодые битлы. Премьера шоу состоялась в лондонском Prince of Wales Theatre, через год его поставили на Бродвее; обе постановки получили смешанные отзывы — впрочем, с уклоном в благожелательность, хотя критик из The Telegraph отметил, что спектакль предназначен в основном для фанатов группы.

«Let It Be» идет до сих пор и закрываться не собирается. Шоу ездило в туры по Германии, Японии и Британии, а совсем недавно, в начале июля, вернулось в лондонский район West End — его начали показывать в Garrick Theatre.

«We Will Rock You»

Мюзикл «We Will Rock You» был написан комиком и драматургом Бэном Элтоном при поддержке музыкантов группы Queen Райана Мэя и Роджера Тейлора. Спектакль представляет собой комедийную антиутопию — в ней молодой человек по прозвищу Галилео и девушка по имени Скарамуш (имена взяты из песен Queen) сражаются с властительницей мира по имени Killer Queen и ее корпорацией Globalsoft, насаждающей по всему миру массовую культуру. «Поп — это вирус, который поразил все на нашей планете, — рассказывает в спектакле Галилео, — так появились поп-культура, поп-музыка и попкорн».

Примечательно, что мюзикл, поставленный в Лондоне, был принят критикой прохладно, а вот у зрителей имел успех. С премьеры спектакля в 2002 году он неизменно шел на сцене Dominion Theatre и закрылся лишь спустя десять лет в 2014 году. «We Will Rock You» имел успех не только в Великобритании: он был поставлен в различных странах Европы, Азии и даже в Южной Африке. В России премьера спектакля состоялась в 2004 году, авторский перевод сделал Михаил Мишин, а режиссером-постановщиком стал Дмитрий Астрахан.

«Motown: The Musical»

Мюзикл «Motown: The Musical» — это история целой звукозаписывающей компании Motown Records, которая была основана в 1959 году и открыла миру множество звезд поп-музыки, начиная с Дайаны Росс и заканчивая бойз-бендом 1990-х Boyz II Men.

Спектакль, в котором звучат 66 песен, основан на автобиографической книге музыкального продюсера Берри Горди, стоявшего у истоков Motown Records. Мюзикл рассказывает от лица Горди о том, как он стал свидетелем и непосредственным соучастником взлета карьеры таких соул-поп-исполнителей, как Дайана Росс, Майкл Джексон, Марвин Гэй и Смоки Робинсон.

Motown Records уже не существует — в 1998 году ее поглотил звукозаписывающий гигант Universal Music, — но мюзикл о «золотом веке» соула и ритм-н-блюза был принят тепло и критиками, и зрителями. Спектакль стартовал на Бродвее в 2013 году, номинировался на самую престижную театральную премию мира «Тони» и получил четыре награды. Правда, оставшись без главной — «лучший мюзикл».

«TODD»

Примеров оригинальных российских рок-мюзиклов очень немного — чаще всего это спектакли с музыкой, написанной популярными исполнителями специально для спектакля. Придуманный панк-группой «Король и Шут» мюзикл «TODD» сделан по этому же принципу: музыканты взяли за основу легенду о лондонском серийном убийце-парикмахере Суини Тодде и создали для него 32 композиции.

Впрочем, к работе над мюзиклом подключились все участники группы, а главную роль сыграл солист Михаил Горшенев. «TODD» позиционировался «Королем и Шутом» как зонг-опера ужасов, а его премьера состоялась в 2012 году и проходила при аншлаге — как и все остальные 16 показов. Спектакль был тепло принят и критиками.

В 2013 году Горшенев скончался, однако создатели мюзикла решили его сохранить. В марте 2014 года спектакль возобновился — с новым исполнителем главной партии.