Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Кино

Кадр из фильма «Люси»
Кадр из фильма «Люси»
Кадр из фильма «Люси»
Кадр из фильма «Люси»
Кадр из фильма «Люси»
Кадр из фильма «Люси»
Кадр из фильма «Люси»
Кадр из фильма «Люси»
Кадр из фильма «Люси»
Кадр из фильма «Люси»
Кадр из фильма «Люси»
Кадр из фильма «Люси»
Кадр из фильма «Люси»
Кадр из фильма «Люси»
Кадр из фильма «Люси»
Кадр из фильма «Люси»
Кадр из фильма «Люси»
Кадр из фильма «Люси»
Кадр из фильма «Люси»
Кадр из фильма «Люси»
  • Кадр из фильма «Люси»
  • Кадр из фильма «Люси»
  • Кадр из фильма «Люси»
  • Кадр из фильма «Люси»
  • Кадр из фильма «Люси»
  • Кадр из фильма «Люси»
  • Кадр из фильма «Люси»
  • Кадр из фильма «Люси»
  • Кадр из фильма «Люси»
  • Кадр из фильма «Люси»
1 10

«Американская империя взорвется изнутри»

Актер Морган Фримен рассказал «Газете.Ru» о своей работе в фильме «Люси» Люка Бессона

Ксения Прилепская

В фильме Люка Бессона «Люси» Морган Фримен сыграл исследователя человеческого мозга, помочь которому решает героиня Скарлетт Йоханссон, когда становится сверхчеловеком. Корреспондент «Газеты.Ru» поговорил с 77-летним актером о надоевшем амплуа славного парня, желании сыграть Сатану и том, как человечество катится в пропасть.

— Ваш герой в «Люси» говорит, что, кажется, человечество свой выбор сделало, и этот выбор — потреблять, а не быть. Как вы думаете, это отражает нашу действительность?

— О, конечно. К несчастью, подтверждения этому мы получаем каждый день. Посмотри на нас и на планету. Это все продиктовано желанием иметь. Это главный мотив челове… Я хотел сказать всего человечества, но это не совсем точно. Но безусловно, современного человека мотивирует идея экономики как таковой. Все здесь именно за этим.

— Включая вас?

— Деньги. Чем больше, тем лучше! И если мы посмотрим на глобальную банковскую систему, тот контроль и мощь, которой они владеют, просто пугает. Деньги и только деньги. Деньги делают деньги. Все то, что делают банки, в большой степени преступно. Они творят доход из воздуха. Но они над законом и никогда не несут ответственности.

— У фильма довольно оптимистичный финал. Полагаете, у современного человечества еще есть надежда? Какой-то виток в сторону духовности?

— Нет. Думаю, надежды нет никакой. Пока человечество может продолжать двигаться по этому пути, так и будет. А закончится все колоссальным коллапсом, и цивилизация схлопнется. Сколько империй ты можешь назвать? Давай посчитаем? Римская, Византийская, Османская, Британская… И сейчас — Американская. Пять.

Естественный цикл — империя развивается, а потом рушится под собственным весом. Коллапс. Взрыв изнутри. Падение. Американскую империю очень скоро постигнет эта участь, хотя она и молода.

Но историческое время сейчас очень интенсивно, и большие перемены происходят с колоссальным ускорением. Как именно это произойдет — хороший вопрос. Взрыв изнутри уже начинается, но это займет какое-то время.

— Приятель, смотревший вместе со мной «Люси», сказал, что это похоже на «Матрицу» двадцать лет спустя, и более оптимистичную. Получается, в «Люси» есть надежда, которой в «Матрице» не было?

— Просто «Матрица» отражает все гораздо точнее. Человечество движется к самоуничтожению семимильными шагами, никуда не сворачивая.

— В материалах к фильму написано, что вы очень увлечены тем, как устроен человеческий мозг, и что у вас чуть ли не своя собственная теория на этот счет. Поделитесь?

— Послушай, ну пиарщики чего только не напишут. Нет, у меня нет своей теории о том, как работает мозг. То есть у меня, конечно, есть собственная теория по поводу всего, как и у любого человека.

Знаешь, как у вас в Нью-Йорке говорят: мнения, как локти, есть у каждого.

С идеей, что мы используем всего десять процентов возможностей нашего мозга, я знаком. Но есть и теория, что на самом деле мы используем гораздо больше, просто не отдаем себе в этом отчета. Мозг не всегда сообщает вам: «Да, сейчас я работаю, а вот сейчас отдыхаю». Мозг говорит вам: «Посмотри туда! Посмотри сюда! Посмотри, какие губы! Посмотри, какие глаза! Расскажи, ей это понравится». Но мозг не говорит сердцу напрямую: «Бейся, толкай кровь по жилам». Сердце бьется постоянно, само не осознавая того. И кислород поступает в легкие. И все это каждую секунду управляется мозгом. Все клетки нашего тела связаны с мозгом, каждый атом. Так что я бы не сказал, что мы используем всего десять процентов возможностей нашего мозга. Десять процентов нашего сознания — может быть.

— Некоторые для расширения сознания медитируют, некоторые принимают айяуаску, а вы сами что-нибудь в этом направлении предпринимаете?

— Раньше йогой занимался. Йога, мне кажется, это самая лучшая система упражнений из всех существующих. А люди, которые посвящают ей всю жизнь, йоги, настоящие хардкорные, как в Индии, могут делать самые невероятные вещи: например, контролировать свое дыхание и другие функции тела. Когда я занимался йогой, обычно делал так: час или два упражнений, а потом определенное время отводил на медитацию. Цель медитации была простой — сидеть спокойно и концентрироваться на собственном дыхании. Если это удается, все остальные мысли просто растворяются. Я делал это так: принимал решение, что в течение следующих десяти минут я сделаю десять вдохов, не больше. Это и есть контроль мозгом физиологических функций. Достаточно просто, достигается тренировкой. Ты просто осознаешь, что на самом деле тебе не нужно вдыхать так часто. Например, прямо сейчас ты можешь сосредоточиться и растянуть вдох и выдох на целых тридцать секунд, если захотеть, даже без подготовки. Секрет в том, что легкие чувствуют себя хорошо, когда в них поступает воздух. То есть ты просто замедляешь этот процесс, считаешь до шестнадцати и…

— На самом деле, я только что попробовала, пока вы говорили. Очень интересное ощущение, и да, никакой паники в мозгу не возникло.

— Я же говорю, это просто. Идея эта пришла ко мне, когда смотрел все эти фильмы про кун-фу в 80-е и 90-е, где главный герой мог находиться под водой несколько минут без особых трудностей. Посредством простого контроля дыхания. Взять вот певцов, вроде Фрэнка Синатры, они же поют и одновременно дышат! Как-то ухитряются. Хочешь быть хорошим рассказчиком, озвучивателем — пой, это развивает контроль дыхания.

— Вы часто озвучиваете фильмы и вообще работаете голосом, вот и в «Люси» мы сначала на протяжении некоторого времени слышим ваш голос, и только потом камера отъезжает, чтобы показать вашего героя. Это Бессон так играет с ожиданиями зрителя, который привык слышать ваш голос за кадром?

— Об этом надо бы спросить Люка, но ход мысли мне нравится.

— Готовясь к этому интервью, я посмотрела «Уличного умника» (Street Smart) 1987 года: вы там сутенера играли замечательно, были номинированы на «Оскара» и «Золотой глобус», это по-прежнему ваша любимая роль?

— Да.

— Почему вы же вы больше не играете подонков?

— Я же Бог, Мистер Хороший — застрял в этом амплуа.

— А хотелось бы плохого парня снова сыграть?

— Разумеется! В этом весь интерес! Это отступление от рутины, это здорово. Из меня вышел бы превосходный злодей. Просто суперзлодейский — такой, которого можно понять и которому можно посочувствовать.

— Вы, кажется, говорили, что столько раз играли Бога, что уже смогли бы сыграть и Сатану, было такое?

— Было.

— И что, неужели никто еще не предложил эту роль?

— Пока нет. (Смеется.) Моя идея состоит в том, чтобы сыграть Сатану как альтер эго Бога, так что нужен очень хороший сценарий. Не про какого-то черта, а именно про Сатану. Сатана нужен, чтобы сыграть Бога, без него никак. Нет хорошего без плохого. Иначе что является точкой отсчета?

— Еще вы не раз говорили, что хотели бы сыграть короля Лира…

— Нет. (Смеется.) Раньше хотел, но передумал и больше не хочу.

— В «Люси» вы сыграли ученого, в этом же году вышел фильм «Превосходство» Уолли Пфистера, там вы тоже ученый, плюс вы уже несколько лет ведете популярное шоу про науку «Сквозь червоточину» (Through the Wormhole with Morgan Freeman). В этом амплуа не боитесь застрять?

— Не думаю. Одна из моих будущих ролей, например, арабский шейх в ремейке «Бена Гура». Там я спасаю заглавного героя.

— У вас подходящий облик: пиратские серьги, курчавая седина чуть длиннее, чем мы привыкли видеть в кино, борода — будто специально для подобной роли.

— Ну смотри: серьги я ношу почти всю мою жизнь. Еще в молодости решил проколоть ухо, потому что так делали все моряки и вообще люди, связанные с морем. Почти у каждого серьезного морехода в ухе была золотая серьга, подороже и позаметнее моих. Знаешь почему?

— Да. Чтобы, если они погибнут во время приключений на море, товарищам было, на что их похоронить.

— Откуда знаешь?

— Просто я еще и моряк, по другой профессии.

— Понятно. Ну у меня-то денег на похороны хватит, поэтому серьги мои скорее символические. (Смеется.)

— Вы известны своим пристрастием к парусным кораблям, до сих пор ходите в море?

— Нет, я, кстати, как раз разговаривал со своим агентом только что, продаю свою яхту. Несколько лет назад попал в автомобильную аварию и с тех пор не могу пользоваться левой рукой, а одноруким в море не место.

— Чем заменяете хождение под парусом?

— Гольф. Играть в него можно и одной рукой.

— Что-нибудь еще, чтобы отвлечься от забот?

— Только что купил себе двадцать шесть ульев пчел, впервые в жизни буду их разводить! Раньше пчел было полно, а за последние двадцать лет они все исчезли… Попытаюсь их вернуть: буду избегать использования пестицидов и инсектицидов.