Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Кино

imdb.com

«Левиафан» плывет на «Оскар»

Россию на премии «Оскар» представит фильм Андрея Звягинцева «Левиафан»

Ярослав Забалуев, Игорь Карев

Россию на премии «Оскар» представит фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» — отечественный оскаровский комитет выдвинул эту картину в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Режиссер рассказал «Газете.Ru» о своих ощущениях в связи с выдвижением.

Российский оскаровский комитет под председательством Владимира Меньшова выбрал российский фильм для представления в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» премии «Оскар». Им стал «Левиафан» Андрея Звягинцева, уже имеющий на своем счету награду Каннского кинофестиваля за лучший сценарий («Изгнание»).

Картина рассказывает о жителе небольшого северного городка, вступающем в неравную схватку с коррумпированным мэром, который пытается отобрать у героя все его имущество.

Источниками вдохновения режиссера стали ветхозаветная «Книга Иова» (из которой и пришло название фильма) и история Марвина Химейера — сварщика из Колорадо, который в сходной с фабулой «Левиафана» ситуации разрушил здания покусившейся на его собственность компании с помощью бульдозера, после чего покончил с собой.

Поначалу Звягинцев даже собирался экранизировать эту историю на месте событий — в США, но в итоге пришел к выводу, что сюжет этот вечный, а значит, действие можно перенести в современную Россию.

«История Марвина Джона Химейера была просто ключом к теме, о которой я хотел поговорить, — рассказал Звянинцев «Газете.Ru». — Просто когда я услышал эту историю, то почувствовал, что во мне что-то отозвалось, что-то разрешилось.

Но те, кто знает историю Химейера и уже видел картину, говорят, что в фильме не осталось и тени этого сюжета».

В этом году интригу в отбор делегата на главную кинопремию мира добавил самоотвод Андрея Кончаловского с его «Белыми ночами почтальона Алексея Тряпицына», удостоившихся «Серебрянного льва» за режиссуру на Венецианском кинофестивале. Однако он же ее и свел на нет — другой внятной альтернативы у «Левиафана» не было. По данным «Интерфакса», на заседании в воскресенье члены комитета рассматривали две картины —

второй стала разудалая свадебная комедия «Горько!» Жоры Крыжовникова.

Но здравый смысл победил — «Левиафан» в итоге набрал вдвое больше голосов.

«Очень признателен нашим коллегам-кинематографистам, которые проголосовали. Перевес, насколько я знаю, был существенным — 14 на 8», — поделился с «Газетой.Ru» Звягинцев.

Фильм же Кончаловского, отмеченный на недавнем Венецианском кинофестивале, — этнографическое исследование архангельской глубинки, роли в котором исполнили непрофессиональные актеры и местные жители. Свое решение режиссер объяснил в открытом письме, где привел две причины — личную и общественную.

Он напомнил о своей критике «голливудизации» российского рынка — по его мнению, странно было бы с такой позицией претендовать на этот приз, который режиссер к тому же назвал «чрезвычайно переоцененной частью кинематографистов наградой».

«Она создает иллюзию мирового признания и является как бы свидетельством бесспорных качеств кинопроизведения, что, естественно, не факт», — написал он, добавив, что формулировка номинации — это сегрегация мирового кинематографа от англофонного мира.

Примечательно, что в 2002 году именно Кончаловский стал причиной одного из немногих скандалов в российском оскаровском комитете — тогда вместо очевидного кандидата мультиязычной поствоенной драмы «Кукушка» Сергея Рогожкина покорять американских киноакадемиков отправился его «Дом дураков»

Звягинцев, впрочем, смотрит на эту награду по-другому.

«Всякое общественное признание, любая награда — национальная, международная, приз фестиваля класса А — создает репутацию и дает возможность двигаться дальше, — объяснил режиссер. — Я общался с руководителем Sony Classics, мы показывали картину на американских фестивалях. И я вижу человеческую заинтересованность в картине, чисто человеческую».

Несмотря на то что Российский оскаровский комитет является неформальной организацией, обычно выдвижение происходит за закрытыми дверями. Отбирают картины режиссеры, претендовавшие на «Оскар» или получившие его (это Владимир Меньшов и Никита Михалков).

После распада СССР российское кино лишь однажды выигрывало «Оскар» — лауреатом стал фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем».

Еще четыре раза отечественные фильмы попадали в шорт-лист — дважды Михалков («Урга» и «12») и по разу Сергей Бодров («Кавказский пленник») и Павел Чухрай («Вор»). В 2003 году, кстати, на соискание премии выдвигалось «Возвращение» Звягинцева, но в шорт-лист так и не вошло. Последние три года оскаровский комитет выбирал фильмы исключительно на военную тематику — покорять Американскую киноакадемию отправлялись «Утомленные солнцем 2: Цитадель» Михалкова, «Белый тигр» Карена Шахназарова и «Край» Алексея Учителя. Ни одна из них до коротких списков не добралась, а выдвижение «Цитадели» вызвало скандал, приведший к переформатированию комитета российских номинатов — теперь в него входят лауреаты престижных премий и наград фестивалей класса А.

Что касается самой оскаровской гонки, то выдвижение фильмов в категории «Лучший иностранный фильм» завершается 1 октября.

В середине октября Американская киноакадемия объявит полный список претендентов и начнет показы картин; в конце года останется девять претендентов — так называемый длинный список, а в январе будут объявлены пять номинантов. Победитель в этой (и других) номинации будет назван на торжественной церемонии в голливудском Dolby Theatre 22 февраля 2015 года.

«Ясное дело, что самый важный рубеж мы прошли, — заключил Звягинцев. — Два следующих (попадание в шорт-лист и собственно награждение) от нас не зависят. Важно, что компания Sony Classics, наш американский дистрибьютор, имеет большой опыт продвижения таких картин, умеет это делать».