Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«До 1990 года у нас не было слова «ветеран»

Генералы Цви Кан-Тор и Хаим Эрез — о Музее еврейского воина в Латруне

В мае 2015 года в израильской Латруне откроется Музей еврейского воина Второй мировой войны. В конце октября директор будущего музея — бригадный генерал израильской армии Цви Кан-Тор вместе с генералом Хаимом Эрезом, директором бронетанкового музея «Яд ле-Ширьон», приехали в Москву, чтобы заключить соглашения о сотрудничестве с российскими музеями. «Газета.Ru» расспросила их о строящемся комплексе.

— Чем закончился ваш визит в Россию, какие соглашения были подписаны?

— Мы подписали договоры о сотрудничестве с двумя крупнейшими российскими музеями — Центральным музеем Великой Отечественной войны и Центральным музеем Вооруженных сил. Но, помимо подписания договоров, мы хотели бы, чтобы люди узнали о том, какой музей вскоре будет достроен и открыт в Израиле. В СССР и сейчас в России более или менее все люди знают историю Второй мировой — это знание было частью воспитания. В Израиле (во многом из-за того, что страна постоянно воюет и борется за свое существование) общественное внимание всегда было сконцентрировано на страданиях и потерях еврейского народа. Для среднего израильтянина любой разговор о Второй мировой всегда начинался с холокоста, с катастрофы — именно это в первую очередь рассказывали детям, на этом их растили.

— Когда этот взгляд начал меняться?

— В 1990-х из стран бывшего СССР в Израиль приехало около миллиона человек. Они привезли с собой новый язык, новую культуру и даже новые выражения, которые были неизвестны израильтянам. Это может показаться смешным, но до 1990 года у нас, например, не было слова «ветеран». Вы с этим выросли, а в Израиле никто не знал, что такое 9 Мая — не было такого праздника. День Победы и медали — все это казалось нам чуждым. В израильской армии даже нет медалей! Когда приезжающие в Израиль люди начали рассказывать о той войне, мы поняли, что не знаем важнейшую часть истории нашего народа. Например, стало известно, что 500 тыс. евреев воевало во время Второй мировой в Советской армии и 200 тыс. из них погибли в боях. В Советской армии было больше 300 еврейских генералов и адмиралов, а 148 евреев получили звание Героя Советского Союза. Да, фашисты уничтожили треть евреев Европы — 6 млн из 18 млн, но 1,5 млн в то же самое время воевали во всех странах антигитлеровской коалиции. Мы начали изучать эту тему и приняли решение создать музей, чтобы рассказать именно эту историю героизма.

— Сотрудничество предполагает какие-то обменные программы между Россией и Израилем? Музей будет международным проектом?

— Музей будет израильским, но там будут рассказывать историю воинов-евреев из всех стран антигитлеровской коалиции. Это частный проект, который поддерживает правительство Израиля — президент, например, сам заложил краеугольный камень музея. Роль Советской армии, битва на Восточном фронте, естественно, будут освещены особым образом — просто потому, что такова историческая правда.

— Уже заключены контракты, например, с Еврейским музеем во Франкфурте или другими институциями?

— Создатели музея принципиально решили подписать первые договоры именно с российскими музеями, поскольку Советская армия сыграла важную роль в разгроме нацизма. И уже сейчас создается международная лига музеев, посвященных Второй мировой войне, с центром в Латруне.

— В Израиле очень развита инфраструктура, связанная с музеефикацией памяти о Второй мировой войне (и внимание в первую очередь сконцентрировано на холокосте). Вы собираетесь встраиваться в существующий мемориальный комплекс?

— То, что мы создаем в Латруне, будет центром еврейского героизма. Такой музей должен дополнить общую картину. Те, кто посетят, например, Музей истории Катастрофы («Яд Вашем»), а потом поедут в Музей героизма, получат полное представление о том, что происходило с еврейским народом в годы Второй мировой войны. Ведь евреи были не только жертвами, но и воинами.

— Опыт российских музейщиков оказался полезным для музея в Латруне?

— Конечно, ведь многие уникальные артефакты есть только в российских архивах. Скажем, воевавший еврей мог привезти с собой в Израиль гимнастерку, но не каску и не автомат.

— То есть сотрудничество с российскими музеями будет происходить на уровне содержания, а не технологий?

— Мы были в Еврейском музее и Центре толерантности в Москве и видели одни из самых продвинутых технологий. В нашем музее тоже будут широко использованы интерактивные технологии. Мы хотим, чтобы музей обращался к молодому поколению. Каждый зал музея будет представлять собой отдельное мультимедийное переживание, основанное на личных историях воинов. Вы, например, сможете увидеть солдатку, она проникнет вам в сердце, и, может быть, вы запомните ее историю.

Новости и материалы
Уровень воды в реке Ишим достиг критериев опасного явления
Москвичам рассказали о погоде на 20 апреля
В Эквадоре объявили чрезвычайную ситуацию национального масштаба
В холодное время года россияне чаще настроены на брак, в теплое — на флирт
Стало известно, чем рублю поможет сохранение ключевой ставки на прежнем уровне
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
В России вновь вырос спрос на майские путешествия
В Смоленской области после атаки БПЛА загорелся объект ТЭК
В Британии заявили, что элитная бригада ВСУ находится в шаге от окружения
США тайно разместили ракеты против ядерных объектов Ирана
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Все новости