Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст
Валерий Шарифулин / ТАСС

Цискаридзе выбрали ректором

Николай Цискаридзе утвержден на должность ректора Академии русского балета им. А.Я. Вагановой

Анна Гордеева

Николай Цискаридзе, год назад назначенный на должность руководителя Академии русского балета им. А.Я. Вагановой приказом министра культуры, перестал быть исполняющим обязанности и стал полноправным ректором этого учебного заведения.

Утром 29 ноября в академии прошли тайные выборы: за кандидатуру Цискаридзе проголосовали 227 человек, против — 17. Это значит, что у бывшего премьера Большого театра — организации, к которой в петербургском балетном мире всегда относились с ревностью и недоверием, — есть поддержка коллектива.

Выбирали ректора, как положено по уставу академии, все ее «сословия». Своих делегатов на выборную конференцию представила «знать» — легендарные профессора и «изготовители» звезд (например, Людмила Ковалева и Марина Васильева), множество рядовых преподавателей и «пролетариат», в том числе сантехник, гардеробщица и кондитер. А также студенты старших курсов.

Для утверждения в должности кандидат должен был получить 50% плюс один голос — получил же принципиально больше.

Год назад назначение Цискаридзе вызвало скандал. Громче всех протестовали три стороны: патриоты Петербурга («Москвич на такой должности — кошмар!»), недруги танцовщика в Большом, которых обидела его эмоциональная критика дорогостоящей реконструкции театра, и два петербуржца, метившие на эту должность. Алексей Фомкин, проректор академии и бывший артист миманса Мариинского театра, собирал пресс-конференции и говорил о неминуемых несчастьях для петербургского балета. Бушевал в соцсетях солист Мариинки Илья Кузнецов.

Педагоги же, хорошо представлявшие реальное положение вещей в академии, возражали совсем не против смены ректора —

им не нравилось, что обидели худрука школы, а это другой человек и другая должность.

Тогда казалось, что именно Фомкин и Кузнецов должны стать конкурентами Цискаридзе на выборах ректора. Однако к 30 октября этого года, когда кандидаты должны были представить пакет документов, никто из них этого не сделал.

Документы вообще подал только один человек — Цискаридзе.

Фомкин прошлой осенью уволился из академии и уехал в Москву, чтобы стать заместителем директора культурного центра «Москвич». Кузнецов только что завершил артистическую карьеру в Мариинском театре и погрузился в свой бизнес - он владелец сети частных балетных школ.

Цискаридзе же за минувший год сделал все, чтобы педагоги академии поняли: он тот, кто им нужен.

Он вникал во все и пользовался своей известностью для того, чтобы, например, найти средства на новые ковры в школе — это важно для учебного заведения, в котором подростки не бегают на переменах, а сидят на полу, вытянув измученные ноги. Или для того, чтобы договориться с другими значительными школами и театрами о сотрудничестве.

Его патриотические высказывания о «лучшей школе мира» ласкали слух ветеранов. В репертуаре выпускных концертов появились непростые зарубежные сочинения: для прошлого выпуска — легендарная «Консерватория» Августа Бурнонвиля, для грядущего — «Вариации на тему Раймонды» Джорджа Баланчина. «Внутренний» народ академии радовался тому, что никого не уволили. «Внешний» оценил то, как с новым репертуаром расширяется диапазон возможностей выпускников — и в будущем — диапазон возможностей театров.

Но почему вообще в прошлом году возникла необходимость в смене руководства?

С формальной точки зрения все просто: бывший ректор Вера Дорофеева достигла предельно возможного для этой должности возраста и должна была уйти на пенсию. С неформальной — подготовка выпускников вызывала все большие вопросы:

о неудовлетворительной работе школы не раз говорил Валерий Гергиев, в театр к которому выпускники приходили на службу.

К прошлому году сложившаяся структура управления в академии была довольно странной: ректором, то есть человеком, подписывающим все документы, была «хозяйственница» Вера Дорофеева, социолог по образованию, никогда, разумеется, не танцевавшая. «Вторую» должность худрука занимала бывшая «мариинская» балерина Алтынай Асылмуратова.

Владимир Мединский, подписывая приказ о назначении Цискаридзе, привел эту структуру в норму:

теперь за подготовку артистов отвечает человек, понимающий, что такое работа на сцене.

Приобретя такого ректора, академия не лишилась худрука. В прошлом году Николай Цискаридзе позвал на работу балерину Мариинского театра Жанну Аюпову — одну из лучших танцовщиц предыдущего поколения, недавно закончившую карьеру и уже проявившую себя как педагог. Тандем получился очень удачным.

Контракт, который Цискаридзе получил на этих выборах, будет действовать пять лет.