Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст
Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Синематека Москве покажет

На публичных слушаниях во время МКФ в Петербурге обсудили проект Синематеки

Алексей Крижевский (Санкт-Петербург)

Пока судьба Музея кино в Москве становится все более неопределенной, а разговоры о нем звучат все глуше и глуше, в Петербурге рассматривают проект Синематеки — публичные слушания по ее устройству прошли на Культурном форуме в Петербурге.

Разрабатывать проект Синематеки в Петербурге начали еще в прошлом году — тогда инициативная группа, в числе которой были Александр Сокуров, Федор Бондарчук, а также главный редактор журнала «Сеанс» Любовь Аркус и его редакционный директор Константин Шавловский, составила обращение к министру культуры Владимиру Мединскому и вице-премьеру Ольге Голодец с просьбой обратить внимание на их инициативу. К нынешним публичным слушаниям инициативная группа уже подготовила полную смету и штатное расписание —

институция, совмещающая в себе учебное пространство, библиотеку и фильмотеку, по идее должна разместиться в питерском кинотеатре «Родина».

В Москве в это время ситуация складывалась менее конструктивно — у Музея кино, созданного Наумом Клейманом и остающегося бездомным, сначала начались проблемы — организации отказались передавать здание НИКФИ на Ленинградском проспекте, а затем — большие проблемы: директором музея была назначена Лариса Солоницына, Наум Клейман был вынужден подать в отставку, следом за ним ушла часть коллектива. Появилась информация о переезде коллекции музея в Госфильмофонд, а затем — в самый дальний и неотреставрированный 36-й павильон ВДНХ.

На этом фоне новости из Петербурга выглядят если не оптимистичнее, то спокойнее и увереннее.

Судя по туманным намекам членов инициативной группы, у идеи организации Синематеки в их городе были недоброжелатели, теперь их не осталось (правда, как заметил глава компании «Нева-фильм» Олег Березин, ни одного представителя городского комитета по культуре, равно как и федерального Минкульта, на публичных слушаниях не было).

«Это не наша прихоть и не каприз. Синематека — учреждение, необходимое для жизни общества, — заметил Александр Сокуров. — Во Франции есть целые поколения режиссеров, воспитанных парижской Синематекой.

Мы срочно нуждаемся в таком поколении. Нам нужно сто дебютов в год — если мы не выдвинем вперед эту сотню имен, пусть даже радикальных и несогласных, мы не сможем говорить о возрождении кинематографа».

Ему вторил, только жестче, продюсер Сергей Сельянов: «Хочется спросить: почему мы говорим об этом только сейчас? Почему ничего в этом направлении не было сделано раньше?» По его мнению, именно отсутствием работы над созданием подобной институции еще в 90-х мы обязаны ситуации, при которой у нас нет режиссерских поколений, а есть лишь единицы режиссеров, о чьей успешности можно говорить уверенно.

Александр Сокуров подчеркнул, что задача Синематеки прежде всего образовательная — не просто показывать кино, а популярно и грамотно рассказывать всем интересующимся о процессах, которые в нем происходили в прошлые эпохи и происходят сейчас.

По его словам, в Петербурге нет ни профессиональной, ни общественной институции, которая могла бы взять на себя функцию преемственной передачи опыта восприятия кино от мастеров студентам — петербургский Университет кино и телевидения, по его мнению, с этой задачей не справляется. «В деле организации Синематеки мы принципиально надеемся на помощь города, — говорит редакционный директор журнала «Сеанс» Константин Шавловский; продюсируемое им СМИ фактически стало мозговым центром будущей Синематеки. — Мы уже давно занимаемся образовательно-популяризаторской деятельностью. Но нам нужна крыша над головой, а петербуржцам — место силы, в котором они смогут посмотреть кинопрограммы и найти книги о кино».

«Я напомню, что для Синематеки мэрия Парижа в свое время просто купила здание, — напомнил Александр Сокуров. — Нам пока о таком мечтать не приходится».

Синематеку ее инициаторы задумывали как модельную для других регионов России — взяв за образец Петербург, свои кинотеки могли бы организовать другие крупные региональные центры России. Подобным образом, считают они, можно было бы способствовать децентрализации если не кинопроизводства, то кинообразования и киновоспитания. Стоит обратить внимание — несмотря на то что Петербург и «Ленфильм» считается местом рождения отечественного кинематографа, авторы проекта не заявляют никаких федеральных амбиций. Но, кажется, стать учреждением общенационального значения им придется. О том, что будущей питерской киноинституции предстоит взять на себя, говорил председатель авторитетной международной ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ Андрей Плахов: «Есть закон не только сохранения, но и миграции энергии — с ее уходом из Москвы с ее Музеем кино она переходит сюда, в Петербург».

Александр Сокуров его оптимизма, кажется, не разделял: «Пока нам не перестанут препятствовать некоторые персонажи петербургского Союза кинематографистов, ничего с места не сдвинется».

Ведущий слушаний Федор Бондарчук был в своем обращении куда более оптимистичен: «До встречи в Синематеке в будущем году».