Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

ТВ

Кадр из фильма «Крик-4»
Кадр из фильма «Крик-4»
Централ Партнершип

Что будет с сериалами в 2015 году

Телекино и сериалы: чего ждать в 2015 году

Егор Москвитин

В 2015 году к сериалам вернутся Ларс фон Триер, Дэвид Линч, Мартин Скорсезе и другие суперрежиссеры, на малый экран переберутся классические фильмы вроде «12 обезьян», «Особого мнения» и «Крика», а российское ТВ станет чуть ближе к нашим представлениям о прекрасном — «Газета.Ru» попыталась предсказать, чем запомнится еще не наступивший год.

Неприлично много сериалов по мотивам фильмов

Дефицит хороших телекомедий в будущем году должны покрыть сериалы по «Большому» с Томом Хэнксом и «Методу Хитча» с Уиллом Смитом. Оба шоу выйдут на Fox, которому надо чем-то заполнить лакуну, которая образуется без «Хора».

Адаптации «Зловещих мертвецов», «Крика» и «Обители зла» попытаются реабилитировать жанр телевизионного слэшера. «Зловещих мертвецов» продюсирует для Starz сам Сэм Райми, уже участвовавший в создании кровавого «Спартака», главного хита канала. «Крик» покажут на MTV в октябре, а подробностей об «Обители зла» пока нет, за исключением той, что сериал выйдет после очередного фильма, который, слава небесам, станет последним.

Корпус фантастики пополнится «Особым мнением» и «12 обезьянами». Стивен Спилберг сам спродюсирует сериал для Fox, а на главную роль, по слухам, позовет большую актрису — звезду калибра Холли Берри из его драмы «За пределами». Фильм Терри Гиллиама, увы, достался каналу SyFy, качество шоу которого традиционно скачет, как курс рубля.

Другие жертвы трансплантации — мистические фильмы «Привидение», «Адвокат дьявола», «Иллюзионист» и «Остров проклятых».

Первый — в надежных руках продюсеров Акивы Голдсмана («Игры разума», «Я — легенда») и Джеффа Пинкнера («Шпионка», «Грань»). Второму повезло еще больше: его курируют Арнольд Копельсон (продюсер оригинального фильма, «Взвода» и «Семи») и Джон Уэллс (сериалы «Скорая помощь», «Бесстыдники» и «Западное крыло»). Сериалом по «Иллюзионисту» занимаются непредсказуемый канал CW и шоураннер «Настоящей крови» Марк Хадис. «Остров проклятых», как и «Подпольную империю», спродюсирует для HBO сам Мартин Скорсезе. Он же снимет пилот.

В 2015 году выйдет и телеремейк «Шоу Трумана», но самой громкой адаптацией станет, видимо, новый «Западный мир». В фантастическом вестерне по фильму 1970-х сыграют Энтони Хопкинс, Миранда Отто, Джеффри Райт, Танди Ньютон, Эд Харрис, Эван Рейчел Вуд и Родриго Санторо. А продюсерами выступят Джонатан Нолан (брат и соавтор Кристофера) и Джей Джей Абрамс. Выйдет сериал, разумеется, на HBO.

Еще больше серьезных режиссеров

Примеру Мартина Скорсезе последует великий мистификатор (и комбинатор) М. Найт Шьямалан — режиссер «Шестого чувства», «Неуязвимого», «Знаков» и других ужастиков с двойным дном. Последние его фильмы «Повелитель стихий» и «После нашей эры» были еще и с двойным подбородком, но это не повод ставить на авторе крест. Его сериал «Wayward Pines» выйдет в мае и по-своему перескажет историю «Твин Пикс»: федеральный агент (Мэтт Диллон) отправится в маленький город в Айдахо, чтобы узнать, что случилось с двумя его пропавшими коллегами. Что касается самого «Твин Пикс», то Дэвид Линч и Марк Фрост уже в 2015 году приступят к съемкам продолжения, но выйдет оно лишь в 2016-м.

Кэмерон Кроу («Джерри Магуайер», «Ванильное небо», «Почти знаменит») снимает для Showtime рок-комедию «Roadies» — историю тура музыкантов по стране. Кроу, сам в прошлом репортер Rolling Stone, знает всю подноготную рока, а Showtime не стесняется ее вскрывать — вспомним последние сезоны «Californication».

К вопросу о рок-н-ролле: Мартин Скорсезе и HBO в 2015 году возьмутся за неназванный проект о музыкальной сцене Нью-Йорка 1970-х.

Главную мужскую роль сыграет Бобби Каннавале из «Жасмин» и «Подпольной империи», а женскую — Оливия Уайлд. В сериале отметится и Джеймс Джаггер — сын вокалиста одной британской рок-группы.

Ларс фон Триер вернется на ТВ с драмой «Дом, который построил Джек». Спродюсирует сериал, как всегда, Zentropa. В 2015 году датчанин напишет сценарий, а в 2016-м приступит к съемкам. Пока же можно пересмотреть 20-летней давности «Королевство» — личный фон-триеровский «Твин Пикс».

Дэвид Финчер, один из творцов экономического чуда Netflix, переходит на другую сторону силы — и делает сериал уже для кабельного HBO.

В 2015 году он целиком снимет американский ремейк «Утопии» — британской драмы про людей, в распоряжение которых попала рукопись с описанием всех катастроф на планете, в том числе еще не случившихся. Герои пытаются предотвратить катаклизмы, попутно спасаясь от спецслужб. Финчер, вероятно, сделает этот триллер еще более параноидальным.

К команде HBO присоединится и Стив Маккуин, оскароносный режиссер «12 лет рабства». Его сериал «Codes of Conduct» расскажет о том, как тяжело живется афроамериканцам среди нью-йоркской богемы.

Российское ТВ станет интереснее

Уже известно, что в 2015 году российские каналы снизят расходы на развлекательный контент — сериалы и шоу — на 15–20%, а рынок телерекламы, по прогнозам реселлеров, сожмется на 15%. Впрочем, уже снятые или почти готовые сериалы от этого пострадать не должны. А им есть чем заинтересовать взыскательных зрителей, привыкших к HBO.

Режиссер Николай Хомерики и продакшен-компания Mars Media снимают «Тайны города Эн» — детективный мини-сериал в духе британского «Бродчерча» (а с недавних пор и американского «Грейспойнта»): в тихой провинции происходят загадочные убийства, на помощь местной следовательнице приезжает сыщик из центра, смерть встряхивает жизнь.

Хочется верить, что до эфира наконец доберется «Салам Масква» — мрачное бадди-муви Павла Бардина о двоих полицейских, русском и кавказце, вместе расследующих преступления и на почве общего дела становящихся друзьями.

Сериал давно снят, но продолжает лежать на полке. В 2014 году даже невинный ситком «Дружба народов» о счастливой семье лезгина и казачки получил по голове за то, что поднял национальный вопрос. Что уж говорить о криминальной драме автора «России 88».

«Седьмая руна» по сценарию фантастов Дьяченко хочет стать местным «Твин Пикс»: снова маленький город, снова гибель девушки, снова приезжий детектив (Юрий Колокольников, только что из «Игры престолов»), снова мистический заговор.

Режиссер Борис Хлебников, продюсер Семен Слепаков и писательница Ирина Денежкина сняли для ТНТ «Озабоченных» — историю писательницы и ее подруг из провинции, поселившихся в Москве, своеобразный реверанс «Сексу в большом городе» и закрепление недавнего успеха «Сладкой жизни». В кадре — прекрасная Мария Шалаева и смелый Юрий Колокольников из «Интимных мест».

Валерия Гай Германика снимает для ТНТ «Бонус» — новую драму о молодежи, на этот раз, правда, не учащейся, а творящей.

Главный герой — рэпер с окраин, влюбившийся в дочь олигарха. В последний раз сюжет «Ромео и Джульетты» в отечественном социальном кино использовался в «России 88», вышло жутковато. Интересно, что получится у рэп-мюзикла по Шекспиру.

Юрий Быков, автор «Майора» и «Дурака», снял для Первого канала «Метод» — сериал про мрачного сыщика, который охотится за маньяками. Создатели предостерегают от сравнений с Декстером, но не отрицают, что у опера Меглина с головой не все в порядке и мыслит он как преступник. Играет оборотня в погонах Константин Хабенский, а помогают ему Паулина Андреева из «Оттепели» и Нижний Новгород — русский город, который все чаще становится героем экрана. После «Метода» Хабенский сыграет Юрия Левитана в мини-сериале «Говорит Москва».

А вот сериалы «Клим» (с Константином Лавроненко) и «Родина» (с Владимиром Машковым) — это официальные ремейки западных хитов «Luther» и «Homeland». «Клим» выйдет на Первом канале в начале года, «Родина» — на «России» ближе к весне.

Другой интересный эпизод вечного противостояния главных кнопок на пульте — сериалы про Екатерину II. На «России» в конце ноября состоялся показ «Екатерины» — дорогой и качественной костюмной драмы уровня «Тюдоров». Первый канал и Mars Media готовятся представить свою версию истории — с Юлией Снигирь вместо Марины Александровой. Интересно, что сериал «России» рассказывал о событиях до восхождения героини на трон. А «Екатерина Великая», судя по всему, сосредоточится уже на годах ее правления, в ходе которых был присоединен Крым и заложен Севастополь.

Присмотритесь к Канаде

 Кадр из сериала «Книга негров»
Кадр из сериала «Книга негров»
Централ Партнершип

Канадское телевидение под конец уходящего года ошарашило любителей больших драм «Странной империей» («Strange Empire») — мистическим вестерном, на неведомых дорожках которого «Твин Пикс» встречается с Вашингтоном Ирвингом, а Майн Рид — с Серджо Леоне. В начале года канал выпустит «Книгу негров» («The Book of Negroes») — мини-сериал по мотивам собравшей массу национальных наград книги с драматическим потенциалом не меньше чем у «12 лет рабства».

А следом выйдет сериал «Between» — упражнение в модном нынче жанре конспирологической антиутопии.

В маленьком городе свирепствует чума, сортирующая людей по паспортным данным: все, кому больше 21, проследуйте на тот свет. Последние сериалы в этом духе — французские «Les Revenants» и американские «Оставленные» — очень интриговали. Возможно, поэтому международные права на канадскую премьеру уже купил разборчивый интернет-гигант Netflix. «Les Revenants», кстати, в 2015 году вернутся со вторым сезоном — и это тоже событие, которое не стоит пропускать.

Закроется много больших шоу, но откроются ниши

Канал CBS закроет «Менталиста» (после семи сезонов) и «Двух с половиной мужчин» (после немыслимых 12 лет в эфире) — шоу, каждый эпизод которых смотрели в среднем 8 млн американцев. Fox расстанется с «Хором», NBC — с «Парками культуры и отдыха», TBS — с «Городом хищниц» — тремя шоу, которые стартовали в 2009 году, но, кажется, были рядом всегда.

Будут и потери, которые можно отнести скорее к имиджевым, чем к рейтинговым, — «Безумцы», «Сестра Джеки» и «Правосудие».

За освободившиеся ниши начнется жестокая конкуренция, а значит, стоит ждать хороших комедий для широкой аудитории, приличных нормкор-драм и новых великих американских телероманов. По крайней мере, недавние «Остановись и гори» и «Манхэттен» к титулу следующих «Безумцев» ну совсем не готовы.

Что еще важно знать

HBO нанесет ответный удар по Netflix, сделав свой онлайн-сервис HBO Go доступным не только кабельным подписчикам. В частности, уже заключен договор о включении HBO Go в ассортимент каналов игровой приставки Xbox One. Фактически это значит, что HBO станет по-настоящему глобальным и его прежняя политика терпения по отношению к пиратам (см. новости про «Игру престолов») уйдет в прошлое.

Сам Netflix откроет второй фронт и приступит к продюсированию и выпуску в онлайне киноблокбастеров.

Пилотом станет вторая часть «Крадущегося тигра, затаившегося дракона». Одновременная премьера в интернете и IMAX-кинотеатрах не устраивает владельцев последних, так что те объявили Netflix бойкот. Возглавляет кампанию корпорация AMC, конкурирующая с онлайн-гигантом еще и на ниве сериалов.

Рейтинги сериалов будут считать иначе: индустрия переходит на аналитику формата live-plus-7. Это значит, что будут учитываться данные не только первого показа в эфире, но и дополнительных просмотров на самых разных платформах.

К примеру, в 2014 году майский эпизод сериала «Поле зрения» по старой метрике посмотрели 10,499 млн зрителей.

Но за неделю цифра выросла до 14,489 млн. Это хорошая новость для зрителей: их любимые малопопулярные шоу теперь будут закрывать реже.

Второй экран станет важнее. Хэштеги, которые мы видим в углу телевизора, когда смотрим новые сериалы, перестают быть единственным интерактивом, связующим зрителей и продукт. Аналитики считают, что в грядущем году шоу будут поощрять, чтобы прямо во время просмотра вы делились мнениями с другими фанатами, проходили квизы и получали дополнительную информацию о сюжете и героях. К слову, подобная контент-стратегия уже приносит свои плоды на спортивном ТВ.

Изменения в культуре потребления сериального контента влияют и на бизнес каналов, и на основы теледраматургии.

В будущем будет выходить все больше сериалов, изначально, без адаптаций и возни с правами, рассчитанных на глобальные рынки. При этом сезоны уже становятся короче: конкуренция за время зрителей высока, поэтому восемь-десять серий в год превращаются в норму, хотя раньше стандартом драм было красивое число 12, а комедий — 24. В 2014-м можно было заметить рассвет мини-сериалов и телефильмов. В будущем году на этом горизонте станет еще ярче.

Ярче, контрастнее и четче, как и положено ТВ.