Музыка

Участник группы The Prodigy Кит Флинт во время выступления
Участник группы The Prodigy Кит Флинт во время выступления
Руслан Шамуков/ТАСС

Сила ночи, сила дня

Вышел новый альбом The Prodigy «The Day Is My Enemy»

Ярослав Забалуев

В продаже новый альбом The Prodigy «The Day Is My Enemy» — часовой сеанс отменного электропанка и утверждение британского трио в статусе AC/DC от электроники.

В первый день продаж новый альбом The Prodigy «The Day Is My Enemy» возглавил чарты российского iTunes, а сеть наполнилась отзывами фанатов. В основном они состояли из традиционного брюзжания про самоповторы — мол, «рейв уже не тот». Тем не менее цифры — вещь упрямая: группа Лиама Хаулетта в очередной раз доказала, что, несмотря на четвертьвековой сценический стаж, до сих пор способна взбудоражить меломанов.

С поклонниками трио сложно не согласиться: ничего принципиально нового The Prodigy на этой пластинке не предлагают. «The Day Is My Enemy» не станет прорывом, каким летом 1997-го стал легендарный кросс-жанровый шедевр «The Fat Of The Land», песни с которого по сей день способны раскачать любой танцпол.

Другое дело, что прорыв и не планировался.

В конце 1990-х музыканты окончательно разработали собственный творческий стиль, или, вернее сказать, нужную температуру, под воздействием которой в единое целое сплавляются все мыслимые стили музыки. На «The Fat Of The Land» в ход пошли джангл, брейкбит, хип-хоп и панк-рок, на предпоследнем «Invaders Must Die» группа в основном разминалась с агрессивным техно и брейкбитом. На новом альбоме суть осталась та же, но барабаны стали более раскатистыми, а клавишные и гитарные риффы легко представить как на стадионе, так и в качестве саундтрека к постапокалиптическому трофи в пережившем авианалет мегаполисе.

На этот внутренний сюжет намекает и обложка с гигантской лисой, рождающей у киноманов четкие ассоциации с «Антихристом» Ларса фон Триера, в котором животное выступало в качестве провозвестника власти хаоса.

Музыканты, очевидно, имели в виду эту ассоциацию и снайперски точно выбрали время для возвращения — в мире, который медленно, но верно готовится к предшествующей всякому новому порядку анархии, не хватало подходящего музыкального оформления.

Более того, на «The Day Is My Enemy» британцы окончательно отгораживаются от репутации королей танцпола и ставят себя в один ряд с музыкантами-экстремистами вроде Rage Against the Machine (неслучайно один из номеров здесь называется «Rebel Radio» по аналогии с «Guerilla Radio» RATM). От электронной сцены, из которой чудесным образом вырос фирменный электропанк The Prodigy, здесь осталось разве что общее эйфорическое настроение, напоминающее о том, что хаос — это не только страшно и разрушительно, но еще и страшно интересно.

Наконец, в чисто музыкальном плане «The Day Is My Enemy» тоже, на самом деле, важная веха в истории группы. На этом диске The Prodigy окончательно утверждаются в ранге «электронных AC/DC» — музыкантов, которым совсем не обязательно лезть из кожи вон, пытаясь обогнать технологический прогресс, для которых постоянство — признак именно что мастерства.

Сила музыкантов Хаулетта, Кита Флинта и Максима Реалити по-прежнему заключается не в новаторстве, а в умении переплавлять элементарные музыкальные элементы, на которые при желании легко разбирается каждый их трек, в нечто совершенно уникальное.

В умении идеально подобрать тон и темп, которым едва ли обладают не то что новейшие последователи вроде Скриллекса, но даже былые конкуренты уровня The Chemical Brothers. Впрочем, талант The Prodigy еще и в том, что они по-прежнему готовы принять под свое крыло кого угодно: на «The Day Is My Enemy» в компании музыкантов с удовольствием резвятся гоп-пролетарии из Sleaford Mods («Ibiza»), дабстеп-продюсер Flux Pavillion («Rhytm Bomb»), а в заглавном треке слышно зловещее воркование музы Massive Attack Мартины Топли-Берд. Если подумать, в этом гостеприимстве есть нечто по-настоящему королевское.