Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Юбилей ненасытной головы

35 лет назад начались продажи видеоигры «Пакман»

Компьютерной видеоигре «Пакман» исполняется 35 лет — в мае 1980-го она поступила в продажу, и с тех пор началась история успеха желтой головы с глазами.

22 мая 1980 года в Японии поступила в продажу новая видеоигра, в которой желтая голова с глазами и квакающим ртом спасалась от привидений, одновременно поедая белые точки, фрукты и другие бонусы — за что получала очки. С тех пор «Пакман» (или «Pac-Man» в оригинале) стал самостоятельной фигурой и одним из главных символов того славного времени, когда для того, чтобы поиграть на компьютере, нужно было опустить в прорезь автомата монету в четверть доллара.

Юбилей «Пакмана» будут праздновать фанаты по всему миру, а посвященные ему мероприятия прошли или еще только пройдут в Токио, Чикаго (туда приедет и создатель игры профессор Тору Иватани), в Британии он отправится космос, а в Москве праздничное событие запланировано на субботу, 23 мая, в Парке Горького. «Газета.Ru» вспоминает о трудном пути игры к сердцам игроков.

Как все начиналось

Конец 70-х, когда японский программист компании Namco Тору Иватани придумывал лабиринты и имена для желтого кружка с глазами и огромным ртом и четырех привидений, был расцветом индустрии. «Пакман» вышел на перенасыщенный рынок видеоигр, где царили американская Atari (выпустившая еще в 1972-м симулятор тенниса «Pong») и множество компаний поменьше. Пользователям же нравилось защищаться от пришельцев из далекой галактики (как в игре 1978 года «Space Invaders») и вообще стрелять.

Относительно простой лабиринт не шел ни в какое сравнение с азартом космических сражений.

После релиза «Пакман» едва не списали как неудачный проект, но вовремя одумались и продали в США. Его переименовали из Pack-Man в Pac-Man (чтобы не провоцировать американских хулиганов), и вот в Америке «Пакман» выстрелил — да так, что космические захватчики остались практически не у дел.

Уже в истории

К 1983 году, который считается концом «Золотого века аркадных видеоигр», «Пакман» уже заработал себе место в истории и остался на плаву. Новая игра быстро обогнала всех конкурентов, игровых автоматов с ним было продано 350 тыс. (много больше, чем у хита Atari «Asteroids»), а игроков было почти 10 млн. В целом за 80-е «Пакман» заработал свыше миллиарда долларов, опередив по сборам даже «Звездные войны», — первый случай в истории индустрии развлечений, когда сборы компьютерной игрушки оказались выше, чем у киноблокбастера.

К концу XX века игрушка заработала около $2,5 млрд только за счет игровых автоматов, возглавив рейтинг компьютерных игр по общей выручке.

А уже в 1982-м «Пакман» первым среди видеоигр оказался на телевидении — одноименный мультсериал был сделан Hanna-Barbera Productions, его два сезона показывал канал ABC. Через 30 лет вышел еще один анимационный сериал — совместный американо-канадско-японский «Пакман в мире привидений». Ну а отсылки к игре можно встретить много где — в фильмах и даже песнях.

Непроходимый уровень

У «Пакмана» имелась и своя особенность. Он предполагался как бесконечная игра, уровней, впрочем, было всего 256 — после чего надо было заново проходить первый лабиринт (но уже на повышенной скорости и со злыми привидениями). В реальности такого не случалось — последний лабиринт оказался с браком, правая половина была не видна, и съесть необходимое количество точек для прохода дальше «Пакман» не мог.

С учетом этого было выведено максимально возможное количество очков, которое мог заработать пользователь, играя идеально, — 3 333 360; впервые они были получены за шесть часов непрерывной игры.

Эта ситуация стала основой для одного из эпизодов книги «Первый игрок, приготовьтесь» Эрнеста Клайна. Главный герой проходит серию квестов в виртуальном мире, и ему нужно сыграть на аркадном автомате в «Пакмана», побив текущее достижение:

«Но здесь было указано 3 333 350 очков — всего на 10 меньше, чем максимально возможный. Единственным способом побить рекорд было сыграть идеально» (из книги «Первый игрок, приготовьтесь»)

Большое кино

«Пакман», как говорилось выше, в кино уже появлялся — но лишь как отсылка к узнаваемому образу. Сама ненасытная голова становилась главным героем только в анимации. Но вот прогресс дошел и до появления этого героя в большом кино.

В экранизации «Первого игрока», режиссером которого будет Стивен Спилберг, «Пакман», скорее всего, появится в привычном образе игрового автомата — хотя современные технологии наверняка позволят киношникам переместить зрителей прямо внутрь лабиринтов, к привидениям. Но выход этого фильма пока дело неопределенно далекого будущего, даты премьеры у него нет.

Со вторым кинопроектом все проще — вдохновленные аркадными видеоиграми «Пиксели» появятся в кинотеатрах уже в конце июля этого года.

Режиссером картины стал Крис Коламбус (два фильма про Гарри Поттера), а в ролях выступают Адам Сэндлер, Кевин Джеймс, Мишель Монахэн и Питер Динклэйдж из «Игры престолов». По сюжету «Пикселей» на Землю совершают нападение пришельцы — выглядящие в точности как злодеи из компьютерных игр. И Пакман, в игре сражавшийся на стороне добра, будет одним из них.

Что думаешь?
Загрузка