«Я не тот человек, который мог бы снять «Гарри Поттера»

Интервью с кинорежиссером Джаддом Апатоу

На кинофестивале в Локарно, который 5 августа стартует в Швейцарии, покажут новый фильм Джадда Апатоу «Девушка без комплексов». Режиссер, автор «Суперперцев», рассказал «Газете.Ru» о состоянии американской комедии, о работе с Леброном Джеймсом и о том, почему будущее — за сильными женщинами.

— Почему вы вообще решили снимать романтическую комедию? Чем вас привлекает этот жанр?

— Я сам очень люблю романтические комедии, и мне кажется, что сейчас их снимают недостаточно много. Очень трудно сделать хорошую романтическую комедию. Но зрителям они очень нравятся. Все хотят влюбляться, чувствовать связь с другим человеком. И все это может быть очень трогательным и одновременно смешным. Потому что поиск своей любви и попытка построить с кем-то крепкие отношения, как правило, превращаются в катастрофу. А это хорошо для комедии.

— Что было принципиально новым для вас в работе над этим фильмом?

— Здесь не я писал сценарий, а потому был только проводником истории, написанной другим человеком. Мы с Эми (Эми Шумер, сценаристка и исполнительница главной роли в фильме. — «Газета.Ru») провели много времени вместе, обдумывая, что сработает, а что — нет, но по большому счету я лишь пытался правильно подать на экране чужую картину мира.

— Вы в своих фильмах открыли миру многих актеров, которых сейчас можно назвать лицом современной американской комедии. То есть вы эксперт в этой области. Можно ли сказать, что Эми Шумер — будущее этой самой комедии?

— Я абсолютно уверен, что она очень важная фигура в современной комедии. Вообще количество сильных женщин — режиссеров, сценаристов, работающих в кино и на телевидении, — выросло за последние десять лет. Появились, к примеру, Эми Полер, Тина Фей, Лина Данэм. И Эми хватает смелости называть всякую фигню фигней: она в каком-то смысле Джордж Карлин (американский стендап-комик, известный своими резкими и неполиткорректными шутками. — «Газета.Ru») нового поколения. Очень легкая и веселая в личном общении, но с обостренным чувством справедливости — и нам сейчас очень нужны подобные люди в культуре.

— Каким вообще вам видится будущее комедии?

— Трудно предсказать. Люди по всему миру сейчас переживают непростые времена, и нам точно нужны сильные женские голоса, такие, которые смогут сказать «Эй, вы чудовищно не правы!», которые смогут обличать, выводить на чистую воду — и одновременно быть безумно смешными. Я думаю, что эффект от этого будет.

— Женские персонажи в кино и на телевидении действительно стали интереснее. Что это — новая волна феминистского движения или что-то другое?

— Я думаю, что это вопрос естественной эволюции. У этого движения в Америке длинная история и столь же печальная, как и в других странах. Но мне кажется, что в Штатах ситуация меняется в лучшую сторону и, возможно, немного быстрее, чем это происходит в остальном мире. Долгое время считалось, что женский голос не может иметь такой же вес, как мужской, бизнес (а с ним и шоу-бизнес) был целиком и полностью мужской территорией. Но ситуация изменилась. И в кино в том числе. Например, «Девичник в Вегасе» собрал немало денег в прокате, и в Голливуде начали снимать больше подобных фильмов — это происходит как-то органично.

— В своих интервью Эми Шумер говорит, что может назвать «Девушку без комплексов» если не полностью автобиографической, то очень личной историей. Ваши предыдущие работы также во многом основаны на персональном опыте — школьном, профессиональном, семейном. Что вас привлекло в этом проекте и в истории этой девушки?

— Мне никогда не было интересно придумывать какие-то вымышленные миры, так что я не тот человек, который мог бы написать или снять что-то вроде «Властелина колец» или «Гарри Поттера», хотя мне самому очень нравятся эти фильмы. Но я считаю свою собственную жизнь достаточно сложной и интересной, со множеством проблем и ежедневных сражений. И я люблю, когда люди рассказывают мне о своей жизни, делятся чем-то личным. Тут всегда есть над чем посмеяться, о чем попереживать. Когда я услышал историю девушки, которая пытается не разрушить очередные отношения, она мне сразу понравилась. И смысл совместной работы над фильмом в том, чтобы не бояться говорить друг с другом и рассказывать о своих проблемах.

— В фильме множество выдающихся второстепенных персонажей, но побеждает все равно Леброн Джеймс в роли самого себя. Вы подозревали, что он окажется таким замечательным комедийным актером?

Билл Хейдер играет спортивного врача, и мы подумали, что было бы здорово сделать его лучшим другом какого-нибудь настоящего спортсмена. Например, Леброна Джеймса (американский баскетболист. — «Газета.Ru»). Но мы даже не предполагали, что он может на это согласиться, а после разговора с ним выяснилось, что ему было бы очень интересно попробовать себя в качестве актера и что он был бы очень рад сняться в этом фильме. А еще — что у него превосходное чувство юмора! И вообще он такой милый парень, очень простой в общении и невероятно смешной, прирожденный комик.

Получилось уморительно, и самое удивительное, что это не какое-то крошечное камео, а полноценная роль. Ему понравилась идея посмеяться над самим собой, создать на экране этакую эксцентричную версию Леброна Джеймса.

— В одном из эпизодов герои смотрят в кинотеатре фильм под названием «Дэниел Рэдклифф выгуливает собак». Мы когда-нибудь увидим его целиком?

— (смеется) Я бы очень хотел снять этот фильм и чтобы он вышел на большие экраны. Мы как-то встретились с Дэниелом Рэдклиффом, оказалось, что он интересуется комедией, и я предложил: «Не хочешь притвориться, будто ты снялся в очень плохом независимом фильме про человека, который выгуливает собак?» Вместе с ним там играет Мариса Томей, и все, что они делали, было импровизацией от начала и до конца — надеюсь, получилось безумно и смешно. А вообще, Дэниел — один из моих любимых актеров и просто замечательный и очаровательный парень.

В России «Девушка без комплексов» выйдет 10 сентября