Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Кино

Сергей Пятаков/РИА «Новости»

«Оскар» поразил «Солнечный удар»

Никита Михалков снова выдвинут на «Оскар»

Отдел культуры

Российский оскаровский комитет выдвинул на американскую премию фильм Михалкова по Бунину.

Российский оскаровский комитет выдвинул кандидата на премию Американской киноакадемии в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Председатель комитета режиссер Владимир Меньшов сообщил, что единогласно избрана картина Никиты Михалкова «Солнечный удар» — вольная экранизация одноименного рассказа и записей из книги Ивана Бунина «Окаянные дни».

Картина уже была удостоена отечественной премии «Золотой орел» в номинации «Лучший фильм 2014 года», что вызвало неоднозначную реакцию в профессиональных кругах, поскольку Михалков является учредителем и патроном этой премии.

Оператор картины Владислав Опельянц получил приз Шанхайского кинофестиваля. Но российская критика оценила работу более чем сдержанно, в печати преобладали негативные отзывы.

Однако сегодня, комментируя решение комитета, режиссер и глава киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров сказал корреспонденту ТАСС, что считает фильм достойным любой премии. «Большая, достойная работа. Я с удовлетворением слышу эту новость, это достойный выбор».

Вместе с тем нельзя не признать: выдвижение «Солнечного удара» в известном смысле стало неожиданностью — фильм Михалкова вышел в российский прокат еще в прошлом октябре, задолго до номинированного на «Оскар 2015» «Левиафана» Андрея Звягинцева.

Впрочем, в истории этой картины все связано с некоторым испытанием временем. Замысел фильма возник у режиссера еще в 1970-х. Тогда кто-то из коллег даже сказал Михалкову, мол, если удастся передать на экране хотя бы 20% пьянящего духа, наполняющего бунинскую прозу, он с полным правом сможет считать себя настоящим мастером. За 37 лет, прошедшие от замысла до реализации, Михалков полюбил кино большого стиля, и в соответствии с этой привязанностью разросся и замысел картины, из акварельной зарисовки превратившейся в масштабное пастозное полотно.

Основной сюжет остался тем же — вспышка мимолетной страсти, возникшая между юным поручиком и его случайной знакомой на курсирующем по Волге кораблике. Однако этот эпизод в интерпретации Михалкова стал лишь одним из звеньев проклятой цепи событий, приведших Российскую империю к краху и террору, которые в ожидании гибели встречает постаревший герой в лагере для пленных белогвардейцев. Для того чтобы выстроить повествование, режиссер срастил «Солнечный удар» с дневниковыми записями, изданными под названием «Окаянные дни», и некоторыми мотивами из произведений Ивана Шмелева.

Большого успеха в российском прокате «Солнечный удар» не имел, а вскоре после кинотеатральной премьеры состоялся телевизионный показ на канале «Россия 1».

За несколько часов до начала заседания российского оскаровского комитета Никита Михалков признался журналистам, что не надеется на выдвижение и ему «уже все равно». «Мне сейчас интереснее работать, чем снять и ждать славы», — сообщил Михалков информационному агентству ТАСС.

Своего «Оскара» Никита Михалков получил в 1995 году, когда «Лучшим фильмом на иностранном языке» были признаны «Утомленные солнцем». Кроме того, режиссер выдвигался на эту премию трижды: в 1993 году — с фильмом «Урга — территория любви», в 2008-м — за картину «12» и в 2011-м — за фильм «Утомленные солнцем — 2. Цитадель». Последнее выдвижение сопровождалось скандалом, председатель комитета Владимир Меньшов отказался подписывать итоговый протокол заседания.