Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Музыка

Джерри Ли Льюис, 1989 год
Джерри Ли Льюис, 1989 год
Todd Lillard/AP

Шары большие и из огня

Исполняется 80 лет Джерри Ли Льюису

Макс Степанов

Рок-н-ролл, рояль и проблемы с законом — 29 сентября исполняется 80 лет рок-пианисту Джерри Ли Льюису, спевшему о «Great Balls of Fire».

Люблю буги-вуги

 Джерри Ли Льюис, 1957 год
Джерри Ли Льюис, 1957 год
AP

Музыка для выходца из бедной семьи в Луизиане Джерри Ли Льюиса начиналась с кантри и буги-вуги. Первую он просто слушал — например, в исполнении Джимми Роджера и Хэнка Уильямса. А вторую пытался играть — правда, за исполнение в этом стиле церковного гимна «My God Is Real» его исключили из Юго-восточного библейского института, частного учебного заведения, куда его пристроила мать. Много позже Льюис сказал: «Странно, что та музыка, за которую меня выкинули из школы, теперь исполняется в церкви. И вся разница в том, что я играл для дьявола, а они нет».

После отчисления он вернулся в родной штат, играл в клубах, потом поехал в Нэшвилл, столицу кантри, но особого восторга там не вызвал. После нескольких выступлений он попытался попасть на популярную программу о музыке «Grand Ole Opry», но получил отказ и отправился в Мемфис, где Элвис Пресли под мудрым руководством продюсера и владельца Sun Records Сэма Филлипса уверенно становился музыкантом номер один.

Great Balls of Fire

Льюис приехал в Мемфис в ноябре 1956-го. Сам Филлипс тогда был в отъезде, но его помощник принял молодого музыканта на работу в качестве сессионного пианиста и позволил записывать собственные песни. Через месяц Льюис стал участником знаменитого «Квартета на миллион долларов» — записи, в которой кроме него участвовали Элвис, Карл Перкинс и Джонни Кэш.

Конечно, в тот момент Льюис на миллион долларов не тянул и был фактически аккомпаниатором. Но следующий год изменил ситуацию. Музыкант записал несколько хитов, среди которых был и «Whole Lotta Shakin' Goin' On» — эта композиция в 2005-м была отобрана Библиотекой Конгресса на постоянное хранение.

Главной же песней Льюиса стала «Great Balls of Fire» — провокационная для того времени песня, в названии которой христиане обнаружили богохульство, а остальных оскорбили намеки на секс. Впрочем, скандал, как обычно в медиабизнесе, пошел на пользу: за первые десять дней было продано около 5 млн синглов — и песня о больших огненных шарах стала одной из самых продаваемых во всем мире.

Неудачная женитьба

 Джерри Ли Льюис с женой Майрой Гейл Браун, 1957 год
Джерри Ли Льюис с женой Майрой Гейл Браун, 1957 год
AP

В конце 1950-х рок-н-ролльную сцену словно специально проредили, готовя место под новые направления в популярной музыке. Элвис Пресли ушел в армию, Чак Берри вообще сел в тюрьму. Джерри Ли Льюис попал под общую обструкцию после женитьбы на своей двоюродной племяннице, которой было на момент заключения брака 13 лет. Музыканту и самому было всего 22 года, и это был его третий брак.

Все три титана сумели вернуться. Элвис отслужил и стал королем рок-н-ролла, хиты Берри исполняли The Beatles и остальные группы «Британского вторжения» без исключения.

Льюис попал в черные списки радиостанций и толком не выступал долгие семь лет. Гонорар за концерт снизился с $10 тыс. до $250, когда удавалось договориться с небольшим клубом или пивным баром. Правда, контракт с Sun Records никуда не делся, он продолжал записывать и выпускать синглы, за это время был и успешный «Live at the Star Club, Hamburg», записанный в Нэшвилле уже после завершения контракта с Sun.

Возвращение в кантри

 Джерри Ли Льюис, Карл Перкинс, Элвис Пресли и Джонни Кэш, 1956 год
Джерри Ли Льюис, Карл Перкинс, Элвис Пресли и Джонни Кэш, 1956 год
Wikimedia Commons

Но музыка менялась, и старые кумиры вынуждены были меняться вместе с нею. Снова стать звездой рок-н-ролла Льюису было не суждено. В конце 1960-х ему предложили записать песню в стиле кантри «Another Place, Another Time», которая неожиданно выстрелила и ворвалась в соответствующие чарты. Музыкант еще пытался сопротивляться очевидному, что-то записывал в привычной манере, но вскоре приехал в Нэшвилл и записал еще несколько песен.

С тех пор кантри-музыка стала составлять солидную часть репертуара Джерри Ли Льюиса. Его песни регулярно попадали в кантри-чарт, он записывал целые альбомы, также становившиеся хитами. В 1973-м его наконец пригласили в «Grand Ole Opry» — и круг, таким образом, замкнулся.

Льюис выступает до сих пор. Сейчас ему тяжело повторить свои трюки из 1950-х, но и в статусе живой легенды он выходит на сцену, чтобы порадовать поклонников, исполнив «Whole Lotta Shakin' Going On» или «Great Balls of Fire».

Только почет

 Джерри Ли Льюис, 2005 год
Джерри Ли Льюис, 2005 год
Reed Saxon/AP

Джерри Ли Льюис отличался своеобразной техникой игры на фортепиано — он придумал ее для своих концертов, чтобы сделать этот инструмент более рок-н-ролльным. Он бил по клавишам с размаху, играл стоя, кулаками, ногами и головой, залезал на деку — в общем, вел себя совсем не так, как обычно ведут пианисты. Однажды он даже играл на горящем инструменте. Многие трюки получались случайно — и после восторженного приема зрителями Льюис использовал их снова и снова.

Он хулиганил не только на сцене. Льюис был семь раз женат (седьмой брак был заключен в 2012 году), однажды едва не застрелил своего бас-гитариста из-за неосторожного обращения с оружием. А в 1976-м так и не смог встретиться с Элвисом — из-за глупой шутки (он заявил охране короля, что пришел его застрелить) его арестовали прямо у ворот поместья «Грейсленд».

За свою почти 60-летнюю карьеру он выпустил почти сорок альбом — студийных записей в разных жанрах, от рок-н-ролла и рокабилли до кантри и буги-вуги. Его синглы достигали первых мест в чартах, попадали в топ-10. И удивительно, что он так и не получил премии «Грэмми» за свои песни, а единственный приз от Академии звукозаписи оказался за пластинку с редкими интервью. Правда, в 1986-м он был одним из первых, кого ввели в Зал славы рок-н-ролла, а уже в нулевые он получил «Грэмми» — почетную награду за вклад в развитие музыки. Что было справедливо.