Кино

Кадр из фильма «Норвег»
Кадр из фильма «Норвег»
Кадр из фильма «Норвег»
Кадр из фильма «Норвег»
Кадр из фильма «Норвег»
Кадр из фильма «Норвег»
Кадр из фильма «Норвег»
Кадр из фильма «Норвег»
Кадр из фильма «Норвег»
Кадр из фильма «Норвег»
Кадр из фильма «Норвег»
Кадр из фильма «Норвег»
Кадр из фильма «Норвег»
Кадр из фильма «Норвег»
Кадр из фильма «Норвег»
Кадр из фильма «Норвег»
  • Кадр из фильма «Норвег»
  • Кадр из фильма «Норвег»
  • Кадр из фильма «Норвег»
  • Кадр из фильма «Норвег»
  • Кадр из фильма «Норвег»
  • Кадр из фильма «Норвег»
  • Кадр из фильма «Норвег»
  • Кадр из фильма «Норвег»
1 8

У нас в Бирюлево

В прокате «Норвег» Алены Званцовой

Ярослав Забалуев

В прокате «Норвег» — комедия от сценариста «Оттепели» Алены Званцовой с Евгением Мироновым, лучшая альтернатива «Звездным войнам» в этот уикенд.

Женя Кириллов (Евгений Миронов) когда-то окончил Бауманку, но ныне ведет небольшой бизнес в родном Бирюлево с бывшей женой (Ксения Раппопорт) и мечтает свалить из России. На этом пути у него наметились определенные подвижки: после длительной переписки с норвежской альбиноской Брунхильд (Северия Янушаускайте) он находится в полушаге от брака, получения рабочей визы и открытия блинной в свободной Европе. Однако накануне приезда будущей супруги в гости заглядывает троюродный брат Митяй (Андрей Мерзликин). Шмыгая перебитым носом, он почти насильно просит Женю присмотреть за делами клининговой компании, состоящей из нескольких уроженок Средней Азии. В нагрузку к ним в жизнь Кириллова входит и мент-патриот Серега, постепенно заставляя героя усомниться в перспективах переезда в вожделенную Скандинавию.

Так сложилось, что в нынешнем году уже вышло несколько ярких фильмов, удачно рефлексирующих по поводу, казалось бы, осточертевшей «русской жизни».

С разных сторон на нее уже посмотрели Петр Буслов в «Родине» и Василий Сигарев в «Стране Оз». Теперь настал черед Алены Званцовой, которая широкому зрителю известна прежде всего как сценарист «Оттепели» Валерия Тодоровского. После ставшего хитом сериала она самостоятельно сняла блестящий, но так и не показанный по телевизору нуар-сериал «Прощай, любимая». Теперь на широкие экраны одновременно с уничтожающими конкурентов «Звездными войнами» выходит ее «Норвег», к которому, несмотря на всеобщий ажиотаж вокруг людей с лазерными мечами, стоит присмотреться повнимательнее.

Уже на уровне завязки понятно, что речь пойдет о столкновении ментальностей, и большая часть российских зрителей от такой заявки заранее скривится, ожидая очередных диванных дискуссий, кое-как переведенных на язык кинематографа. И поначалу ожидания, пожалуй, оправдаются: в первые несколько минут персонажи выглядят слишком типажно и не вызывают никакого желания наблюдать за ними почти два часа. Тем не менее очень быстро направление зрительских симпатий меняется, а потом еще и еще раз. Оказывается, что Званцова не только идеально выхватила типажи, конфликт между которыми неизбежен, но и поймала почти неуловимую парадоксальность, свойственную любому нашему соотечественнику — от физиков до лириков и от гопников до полицейских.

У каждого из героев здесь будет свой момент низости и своя минута героизма, а вместе все эти эпизоды сложатся в пеструю картину, которая с точки зрения отражения действительности временами максимально близка к «Гаражу» Эльдара Рязанова.

Аналогия с советскими образцами комедийного жанра здесь неслучайна. Званцова, которая неоднократно рассказывала о том, что является благодарным зрителем зарубежных сериалов, здесь вполне осознанно играет на поле отечественной классики. Об этом свидетельствует не только финальный оммаж «Белому солнцу пустыни», но и главный герой: Евгений Миронов в характерных очочках — явный наследник героев Андрея Мягкова из рязановских комедий, и прежде всего из «Служебного романа». Кажется, что отчасти именно этой стилистикой обусловлен и уютный, но совсем незрелищный формат «Норвега», который наверняка смутит привыкшего к блокбастерам зрителя. Впрочем, всеми этими недостатками вполне можно пренебречь, поскольку, положа руку на сердце, о здешней действительности «Норвег» все равно рассказывает точнее, чем «Духлесс 2», даря зрителю не звон в ушах, а удовольствие уже почти позабытое — хорошее настроение.