Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Мы пытались показать Петербург не как город депрессий»

Продюсер и сценарист Антон Зайцев — о сериале «Бедные люди»

Продюсер, сценарист и автор идеи «Реальных пацанов» Антон Зайцев рассказал «Газете.Ru» о сериале «Бедные люди», который стартует на ТНТ, о своем восприятии Петербурга, о Пушкине и российской интеллигенции и о том, как обитатели питерской коммуналки отличаются от жителей Перми.

Писатель Веня (Дмитрий Лысенков) живет в коммунальной квартире в Петербурге. Он разведен, беден, редко встречается с дочерью, его гениальный роман никто не собирается печатать. Соседи у него немного лучше: Веня делит жилье с бывшим драгдилером Максом (Максим Филипьев), суррогатной матерью Юлей (Марина Богатова) и приехавшей из провинции и ставшей танцовщицей в стриптиз-баре Мариной (Ангелина Миримская). Но однажды издатель (Александр Адабашьян) подкидывает несложную, но денежную работу: Вене нужно поработать «литературным негром» для знаменитой Ольги Бузовой (Ольга Бузова). Правда, и с этой халтурой он сможет справиться только при большой удаче.

На телеканале ТНТ начинается сериал «Бедные люди». Придумал его продюсер компании Good Story Media Антон Зайцев, а режиссером стала Жанна Кадникова; их предыдущей совместной работой был комедийный сериал «Реальные пацаны», героями которого были жители Перми. Накануне премьеры своей новой работы Антон Зайцев рассказал «Газете.Ru» о том, что такое «Бедные люди» и что в них есть от Достоевского и Пушкина, об интеллигенции и образовании, а также о том, ждет ли новый сериал судьба «Реальных пацанов».

— Почему на этот раз местом действия вашего фильма вы выбрали не родную Пермь, а Петербург?

— Почему Питер? Знаете, когда мы снимали сериал «Реальные пацаны» в Перми, то чувствовали, как город нам помогает: истории, которые находятся в очень понятных локациях, а не в каком-то там условном уездном городе Н., становятся правдивыми, помогает архитектура, какие-то особенности жителей. И когда решили делать сериал про неудачливого интеллигента, конечно же, выбрали Питер. Это город интеллигентных людей, город культуры, который каждый человек знает с детства.

— И наверное, это потянуло за собой цепочку ассоциаций — интеллигент, Петербург, «Бедные люди», Достоевский...

— Нет, изначально сериал назывался не «Бедные люди», а «Бисер». Хотя в первой серии мы цитируем название первого романа Федора Михайловича, но сам сериал все-таки комедийный, поэтому Достоевский не так сильно вовлечен во всю эту историю. Мы больше старались рассказать о Петербурге как о пушкинском городе — у нас очень много аллюзий героя с Пушкиным. И поэтому мы пытались показать Санкт-Петербург не как город депрессий, а как город такой сдержанной европейской комедии.

— Но герои все равно поначалу вызываю некую депрессию — они неудачники, у них суицидальные наклонности, они продают наркотики, танцуют стриптиз...

— А они все делают не до конца. Ведь русскому интеллигенту сложно перейти от слов к действию, поэтому, будьте уверены, он вряд ли шагнет с табурета. Ну, в большинстве случаев он ждет помощи. Это поза. Конечно же, это поза: обратите на меня внимание и пожалейте меня. То же касается и драгдилера, и стриптизерши — она ведь просто танцует, и дальше танцев дело не идет.

— Кто главный герой этой истории — Веня или вся четверка из коммуналки?

— Поначалу да, именно этот писатель. Но постепенно сериал становится ансамблевым, и истории его соседей по квартире становятся такими же главными. На передний план выходит и история Оли Бузовой, она становится не только человеком, который приносит проблемы и деньги, но и тем, кто помогает нашему герою понять самого себя.

— Этот Веня — он все же сам Пушкин или, например, Онегин?

— Пушкин, конечно же. Он как такой «русский Христос», наше все, все самое светлое, прекрасное, доброе, что есть в русском человеке. Причем Пушкин — он же еще и «первый европеец», как говорил Достоевский. И герой ассоциирует себя не непосредственно с человеком Александром Сергеевичем Пушкиным, а с его образом. Человеком, который вознесся выше главою непокорной Александрийского столпа.

— Питерский интеллигент — это все-таки больше такой устоявшийся оборот или они все-таки есть? Во время работы над «Бедными людьми» нашли кого-нибудь похожего?

— Мне кажется, что главный герой в исполнении Дмитрия Лысенкова получился очень близко к этому образу.

— Его все же, скорее, жалко.

— Так это хорошо: когда вы кого-то жалеете, то вы на самом деле чувствуете к этому человеку симпатию. А я вот, честно говоря, очень долго думал перед началом работы. Существует же мнение, что всю интеллигенцию в свое время вывезли из России на кораблях. С другой стороны, Советский Союз подарил нам первое массовое поколение людей с высшим образованием. С третьей, 1990-е подарили нам поколение без высшего образования, а нулевые — какую-то странную смесь полуобразованных людей, у которых образование больше поверхностное. Я и сам один из них.

— «Диплом есть, что еще нужно» — такой принцип вы имеете в виду?

— Да. А кроме диплома, наверное, очень важен взгляд на жизнь. И этот взгляд всегда должен быть через призму культуры. Мой преподаватель говорил, что культурный человек отличается от человека, который лишен образования, тем, что всегда носит очки культуры. Он смотрит на розу и параллельно вспоминает, возможно, Шекспира: «Роза пахнет розой, хоть розу ты не розой назови», что-то другое. Роза — это роза, или Роза, или «Имя розы». То есть любое восприятие реального мира всегда проходит через большое количество ассоциаций. И вот мне кажется, что такие люди, конечно же, у нас есть. Есть люди, которые читают, есть люди, которые пытаются осознавать этот мир не просто как реальность, в которой нужно зарабатывать деньги, но и в которой нужно что-то созидать.

— А участие в сериале Ольги Бузовой — это такой реверанс аудитории ТНТ?

— Нет, никакого реверанса не было. Изначально, на стадии «пилота», Бузовой в нем не было. Канал не настаивал, это было мое решение: когда разрабатывали персонажей, мы поняли, что должен быть очень яркий конфликт и очень яркий герой на месте работодателя. А Оля Бузова сама из Санкт-Петербурга, кроме того, у нее есть очень понятный и устоявшийся телевизионный образ, с которым интересно и легко работать. Она очень трудоспособный человек, и у нее очень хорошо развита самоирония, что редко встретишь у медийных персон такого уровня. То есть она прекрасно понимала, как будет происходить развитие ее персонажа, и, думаю, ее это смешило. Наверное, она сама хотела бы над своим образом посмеяться, чтобы показать настоящую Олю Бузову, которая является очень трудоспособным, открытым, веселым, умным человеком.

— Когда «Реальные пацаны» только начинались, Жанна Кадникова сказала, что все персонажи этого сериала родом из ее детства. Здесь у вас таких детских ориентиров не было. Это помогало или мешало свежему взгляду на чужой город, на другую культурную столицу?

— Мне кажется, что для любого жителя России Петербург не является чужим городом. Вы читаете Гоголя, его рассказы, читаете Достоевского и просто понимаете, где это происходит. Какая там атмосфера, какие там истории. Наверное, он чужой в плане быта, но это не мешало, мы старались в этот быт погружаться. А что касается персонажей, то, в отличие от «Реальных пацанов», это сконструированные герои. Но все равно они сделаны, так сказать, из черт характеров знакомых людей.

— Вы все же использовали прием с письмами, словно в романе «Бедные люди», но это не цитаты из Достоевского. Кажется, там была отсылка к письму актера Алексея Серебрякова, в котором он объяснял свой отъезд в Канаду. Что это за письма на самом деле?

— Их я сочинил. Это такие компиляции, в том числе из рассказа Ивана Бунина «Несрочная весна», который и был для меня базой, сам рассказ, те настроения, которые описывает человек. А цитата из письма актера была, конечно же, осознанно использована как некий мостик к сюжету, когда наш герой рассматривает вопрос, пора валить или не пора валить из России. Но потом зрители поймут, что валить-то некуда.

— У вас с Жанной Кадниковой это второй совместный проект, и его стилистика совершенно отличается от «Реальных пацанов». Отход от документальности повествования — это сознательное решение?

— Да, это сознательное решение. Причем вся съемочная бригада та же, что делала и «Реальных пацанов», — художник-постановщик, оператор, практически все цеха остались прежними. Мы хотели не только поменять персонажей, не только город, но и стилистику, потому что вся эта история питерского интеллигента — она сама по себе предлагала большую театрализацию, больше художественности и в декорациях, и в композиции кадра, и в костюмах.

— «Реальных пацанов» в свое время признали культурным достоянием Пермской области...

— Было такое. Неожиданно, да.

— Как считаете, «Бедные люди» могут стать таким же явлением для Петербурга, как «Реальные пацаны» для Перми?

— Это решать жителям Санкт-Петербурга. Но при всей моей любви к нашему проекту Петербург настолько великий город, что ему есть чем гордиться. А 17-серийный комедийный сериал — это всего лишь, знаете, маленькая рюшечка где-то там, на 25-м костюме, который висит в шкафу.

— Я так понимаю, что история с «Бедными людьми» сейчас для вас как для автора закончилась. Над чем вы работаете дальше, что у вас в планах?

— Просто продолжаем текущие проекты. Это «Реальные пацаны» — новый сезон выйдет 16 мая. Очень смешной сезон, в котором Николай пойдет в депутаты. Если будут хорошие цифры, то сделаем второй сезон «Бедных людей». И параллельно пытаемся сейчас снять пилотные версии нескольких новых комедийных проектов.

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp