Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Музыка

Леонард Коэн
Леонард Коэн
Wikimedia

Пять лучших альбомов октября

От Леонарда Коэна до Green Day

Ярослав Забалуев

Блестящий альбом Леонарда Коэна, возвращения Green Day и Kings of Leon и многое другое в ежемесячном музыкальном обзоре «Газеты.Ru».

Leonard Cohen «You Want It Darker»

За нобелевским триумфом Боба Дилана новый альбом его ближайшего друга, коллеги и еще одного столпа фолк-рока несколько потерялся, и очень напрасно. Величавый 82-летний канадский джентльмен в последние годы развил нешуточную активность: объездил весь мир с концертами (в рамках первого за 15 лет турне) и выпустил пять альбомов. Причиной гастролей стали финансовые проблемы, но необходимость энергичного движения спровоцировала творческий всплеск, который, впрочем, немногое добавил коэновскому канону. Сейчас Леонард рассказывает о том, что гастролировать ему больше не позволяет здоровье, и вообще потихоньку готовится к отбытию из нашего бренного мира. Этой теме посвящен и его новый альбом — лучший, пожалуй, со времен шедевра 1992 года «The Future». Первое, на что сразу обращаешь внимание, — благородный саунд, разительно отличающийся от любимых Коэном дешевых драм-машин, цыганщины и массированных женских подпевок, за которые над ним шутят знатоки русского шансона. На «You Want It Darker» все куда аскетичнее: барабаны задают неспешный ритм, которому тихо вторит контрабас, а бэк-вокал утоплен в густой тишине до полной призрачности. Такой звук идеально подходит величественному скрипению Коэна, который преподает гениальный урок прощания с миром. И в этом тихом, но веском голосе столько силы, что, кажется, хоронить артиста все же пока рановато.

Kings of Leon «WALLS»

Семейный квартет из Нэшвилла начинал с подражания Creedence Clearwater Revival, но к дню сегодняшнему дорос до стадионов, причем в Европе артистам рады едва ли не больше, чем в родной Америке. На своем седьмом альбоме музыканты, освоившие стадионные методы U2, будто бы делают шаг назад. Средний темп, компактный формат, никакого эпоса в духе прорывной пластинки «Only By The Night». Однако простота эта кажущаяся. На самом деле братья Фоллоуилл лишь кажутся простаками, а на деле являются одними из самых сильных сонграйтеров в сомнительном современном инди-роке. «WALLS» заслуживает нескольких прослушиваний, как и всякая действительно хорошая пластинка. Постепенно в песнях начинают проступать нюансы (мы не говорим о пилотном сингле «Waste A Moment» и танцевальном хите «Around The World»), а эпический одноименный альбому финал поднимает Kings of Leon на уровень гигантов корневого рока уровня Тома Петти.

Green Day «Revolution Radio»

В последние годы трио под руководством вечно молодого Билли Джо Армстронга было особенно тяжело. Мегаломанские амбиции чуть было не похоронили коллектив: в процессе записи трилогии «Uno», «Dos», «Tre» вокалист и лидер группы заработал нервное перенапряжение, которое сдетонировало нервным срывом на глазах у всех во время выступления на фестивале iHeart Radio. После реабилитационного периода Green Day с честью продолжила тур в еще лучшей концертной форме, чем в предыдущие лет пять, но с записью решила повременить. «Revolution Radio», несмотря на боевой заголовок, — это не столько продолжение «American Idiot», в котором место Буша занял Трамп (хотя и это тоже), сколько поиск новых, более зрелых музыкальных форм. Уже открывающий трек «Somewhere Now» свидетельствует о том, что группа окончательно выросла из штампов поп-панка, которые ей всегда были, по правде говоря, маловаты. Сегодня стиль Green Day складывается на стыке лихой изобретательности The Who и духоподъемности в духе Брюса Спрингстина и почти что Bon Jovi (баллада «Outlaws»). Впрочем, боевого задора музыканты тоже не растеряли: такими опасными, как на сингле «Bang Bang», они не были уже давно, не говоря уже о заразительной висельнической браваде лучшего номера с альбома, направленного против грядущего полицейского государства гимна «Say Goodbye». Нам же остается только надеяться на то, что Россия вновь попадет в расписание тура Green Day, одной из лучших концертных групп на свете.

Korn «The Serenity Of Suffering»

За 23 года существования калифорнийские пионеры ню-метала из татуированных и опасных маргиналов превратились в главных героев и почти классиков современной тяжелой музыки. Почти в одиночку они доказали право сомнительного стиля на существование, став кем-то вроде Metallica для поколения постгранжа. Сегодня музыканты Korn обзавелись женами, похожими на порнозвезд (впрочем, вокалист Джонатан Дэвис и вовсе женился на бывшей актрисе), утрясли состав и демонстрируют уверенное и стабильное движение вперед. «Serenity of Suffering» — очередной альбом, который, как и прошлый «The Paradigm Shift», похож на сборник лучших хитов. Отличия между пластинками минимальны: на новом альбоме в группу вернулся блудный гитарист Брайан Уэлч, и звучание стало более тяжелым, мясистым и шершавым. Однако главное на месте — чертова дюжина (в делюксовом варианте) дико затейливо придуманных песен, которые хорошо слушать с утра или перед неприятными переговорами на работе. Эта музыка придает движениям и мыслям резкость и заставляет расправить плечи даже самых забитых меломанов. В некотором смысле Korn на сегодняшнем этапе — замена романтическому хард-року конца 1980-х в духе Guns N'Roses и Cinderella, с внешней агрессией и красивыми припевами. Неплохой результат для группы, начинавшей в качестве героев забитых подростков с дредами.

Goat «Requiem»

Группа шведских анонимных экспериментаторов выпускает уже третий альбом и как никогда близка к тому, чтобы представить публике совершенный вид своего стиля. Эта музыка сплетается из фолка, афробита, фанка, хард-рока и чуть ли не ритуального индастриала. За переливами флейты идет тяжелый рифф, поверх тянется потустороннее девичье пение… При этом все вместе не вызывает мигрени даже у неподготовленного слушателя, а живьем еще и провоцирует обязательные дикие пляски. Что особенно приятно, Goat — это не просто студийный арт-проект. Музыканты по правде живут в коммунах, находятся в постоянном взаимодействии, из которого будто бы сами собой вырастают эти странные песни, в которых поровну магического ветра африканской пустыни и северной городской тоски. Собственно, терапевтический эффект этой записи заключается в том, что в конце рабочего дня «Requiem» (несмотря на похоронное название) заставляет улетучиться из взнервленного сознания все лишнее, а телу помогает провалиться в сон — мягкий, как лесная поляна.