Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Экс-капитан «Спартака» захотел возглавить красно-белых 13:25
В России могут упростить процедуру оформления опеки... 13:24
Парня из Одессы поместили в приют после песен Цоя 13:22
За спасение картины Репина «Иван Грозный и сын его... 13:21
СК России заявил о возбуждении уголовного дела после падения... 13:20
Россиянам рассказали, как соцсети помогают ворам-домушникам... 13:20
14-летний подросток подорвался на мине «Лепесток»... 13:17
Мишустин заявил о выполнении РФ обязательств по экспорту... 13:16
Тарасов рассказал, как Семин отстранил его от тренировок за драку 13:15
В Ставропольском крае 18-летнего юношу подозревают... 13:14
Эрнст, Пересильд и Шипенко получили госпремию за «Вызов» 13:14
Следственный комитет назвал причастных к атаке беспилотника... 13:14
Водитель автобуса угрожал пассажирам пулеметом 13:13
В Южной Корее раскритиковали слова посла Китая об отношениях... 13:11
Дизайнер интерьера Антелава назвала простые способы преображения... 13:08
В МИД назвали неудивительным отказ Украины от расследования ЧП... 13:08
Мишустин рассказал об уровне продовольственной безопасности России 13:07
Психолог рассказал, как контролировать вес в отпуске 13:05
В Новой Каховке нарушено электроснабжение 13:04
Бык забодал несколько припаркованных машин 13:04
Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

От нашего Рима вашему

В Москве открывается «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана» — главная выставка года

Прорваться на открывающуюся в Москве выставку «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана» будет так же нелегко, как на прогремевшего год назад Серова или только что завершившегося Айвазовского. Третьяковская галерея устраивает масштабный смотр итальянского искусства — вслед за Рафаэлем и Пиранези, которых показывает ГМИИ им. Пушкина.

«Roma Aeterna» или «Вечный Рим» — это сорок два произведения первого ряда, бóльшая часть которых крайне редко покидала Пинакотеку (а некоторые работы и вовсе никогда не выезжали), соединившие семь веков истории Ватикана — с XII по XVIII. Куратор проекта Аркадий Ипполитов — искусствовед, хранитель отдела гравюры Эрмитажа и автор, переосмысляющий в своих книгах образы Италии («Особенно Ломбардия. Образы Италии XXI», «Только Венеция. Образы Италии XXI»),

— отобрал для выставки в Москве бесспорные шедевры: здесь действительно нет ни одной проходной работы, годами пылящейся в запасниках.

Открывает выставку «Христос Благословляющий» — римская икона XII века, а также одно из самых ранних изображений Франциска Ассизского в исполнении Маргаритоне д'Ареццо. В обеих отчетливо прослеживаются следы как византийской эстетики, так и нарождающейся готики. Завершает — серия работ Донато Крети «Астрономические наблюдения» XVIII века, вобравшая в себя восемь небольших картин с изображениями планет Солнечной системы. Серию заказал художнику граф Луиджи Марсили, который преподнес ее в дар папе Клименту XI для того, чтобы убедить того в необходимости проспонсировать открытие первой астрономической лаборатории в Болонье.

Между ними расположились работы, составляющие цвет папского собрания: хрестоматийные «Оплакивание Христа» Джованни Беллини, «Сон святой Елены» Веронезе и «Положение во гроб» Караваджо, небольшие гризайли Рафаэля — «Вера» и «Милосердие», огромное полотно Никола Пуссена «Мучение святого Эразма» из собора Святого Петра, а также музицирующие ангелы Мелоццо да Форли, которые украшают собой всю «папскую» сувенирную продукцию — от входных билетов в музеи Ватикана до сувенирных чехлов для айфона.

Помимо очевидной содержательной привлекательности выставка также стала дипломатическим жестом грандиозного масштаба, который теперь преподносится как

закономерный результат многовековой «духовной связи Москвы и Рима».

О том, чтобы в главный российский музей приехали главные шедевры Ватикана, впервые заговорили три года назад — после встречи президента России Владимира Путина и папы Римского Франциска.

В 2017 году в Ватикан поедет ответная выставка русской религиозной живописи из собрания Третьяковской галереи.

В отличие от прошлых выставок-блокбастеров «Roma Aeterna» будет работать в Инженерном корпусе галереи в Лаврушинском переулке, а не на Крымском Валу. Выбор менее просторного выставочного помещения обусловлен необходимостью поддержания нужного режима влажности и климата, необходимого для содержания экспонатов, — в историческом корпусе они лучше, чем в современном. Третьяковка не ставит себе цель побить рекорд Айвазовского, сказала руководитель ГТГ Зельфира Трегулова «Ведомостям». Однако, чтобы избежать очередей, Третьяковка организует на выставке получасовые сеансы. Пускать в залы будут по 90 человек. Продлится она до 19 февраля 2017 года. Сейчас электронные билеты на выставку, появившиеся за месяц до ее открытия, уже закончились до конца года, возобновление продаж ожидается со дня на день.