Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Искусству нельзя говорить, что делать»

Интервью с куратором Дмитрием Озерковым, ответственным за проект «Эрмитаж в Москве»

Приедет ли выставка Яна Фабра в московский Эрмитаж? На Петербургском культурном форуме представили концепцию Эрмитажа в Москве — нового национального музея, который будет построен на территории Завода имени Лихачева в Москве. «Газета.Ru» поговорила об этом проекте с Дмитрием Озерковым — главой отдела современного искусства Эрмитажа, ответственным за реализацию московского эрмитажного проекта.

— Сегодня вы представляете проект Эрмитажа в Москве, который появится через несколько лет. Как нам представить себе, что именно нас ждет?

— Нас ждет новое современное здание, построенное специально для московского Эрмитажа и адаптированное под специальные российские условия. Этот проект — так называемое государственно-частное партнерство, Эрмитажа и девелоперской компании. Девелоперы отвечают за проектирование и строительство, мы — за содержание и изначальные условия, которые должны при этом строительстве соблюдаться. У нас уже накоплен опыт в этой сфере: мы, Эрмитаж, уже и строили новые здания (хранилище в петербургской Старой Деревне), и адаптировали памятник культурного наследия — Главный штаб — под новые музейные нужды. В Старой Деревне же мы строим библиотеку Эрмитажа, а еще архитектор Рем Колхас по нашему заказу отреставрировал здание манежа Малого Эрмитажа.

В Москве мы изучаем условия, климат, освещение и другие важные аспекты. А также ждем окончания всех экспертиз и начала стройки.

— Какие принципы вы закладываете в проект и просите соблюдать строителей и проектировщиков?

— Видите ли, в современной музейной архитектуре наметился очевидный перекос: музеи строят здания чрезвычайно эффектные, но при этом далеко не в такой же степени практичные, удобные в использовании. Короче говоря, они эффектны, но нефункциональны: ты ахнул, но работать в нем невозможно. Мы изо всех сил хотим этого избежать.

— Когда нам ждать открытия московского Эрмитажа?

— Я бы не брал на себя ответственности называть сроки. Точно не менее двух-трех лет: здание технологически сложное, большое – около 15 тыс. кв. м. Сколько уйдет времени, точно вам не скажет. Мы с этим не торопимся, спокойно разрабатываем программу…

— Да, расскажите про концепцию музея? Вы будете выставлять там классическое искусство или современное тоже?

— Это будет музей современного искусства. Другое дело, что мы в Эрмитаже обладаем определенным опытом в представлении такого искусства в диалоге с искусством классическим, старым. Думаю, это будет для нас определенный вызов, который мы с учетом наших компетенций надеемся реализовать.

— Уже знаете, какой выставкой откроетесь в Москве?

— Пока нет. Было бы неосмотрительно, не зная точных сроков открытия, уже сейчас говорить о планах. Современное искусство постоянно течет и изменяется, художник меняется, он может сделать много нового и интересного, пока ты собираешь его выставку из нынешних вещей.

И художников больше, чем мы можем показать за всю нашу жизнь.

Другое дело, что в Москве есть много важных арт-институций, которые производят много важной и нужной работы, — Третьяковская галерея, ГМИИ имени Пушкина, «Гараж». Мы, естественно, не хотели бы перетягивать на себя никакого одеяла — мы хотели сделать то, чего пока не было в Москве.

— Например?

— Например, немецкий художник Ансельм Кифер, который никогда не показывался в Москве… Ян Фабр, значительный художник и театральный режиссер, он бывал в Москве со спектаклями, но как художника его в Москве не видели.

Еще одна наша идея состоит в том, чтобы сделать и привезти в Москву большую ретроспективу ленинградских и петербургских художников — такая выставка давно назрела.

— А вы привезете скандальную выставку Фабра в Москву?

— Еще раз: пока рано что-либо утверждать.

— Вам хватило ажиотажа в Петербурге? Это, кажется, уже вторая выставка, которая вызывает нездоровую реакцию людей, скажем так, в искусстве не разбирающихся: несколько лет назад на вас натравливали следователей в связи с выставкой братьев Чепмен. Вам тяжело работалось в такой едкой среде, тогда и сейчас?

— Из обоих этих случаев следует два возможных вывода. Либо я и мы как Эрмитаж плохо объяснили, и надо выходить к людям и объяснять еще, и еще, и еще. Либо и эта версия тоже имеет право на существование — это спланированная работа каких-то пиарщиков-стажеров.

Нас атаковали боты, атака внезапно началась и так же внезапно закончилась.

С частью реальных людей, оскорблявших нас, мы вступили в контакт — они имели отношение не к искусству, а к защите животных. Мы внятно объяснили, что любим наших эрмитажных мышеловных котов, а сам Фабр сделал выставку, говорящую в том числе о человеческом равнодушии и жестокости по отношению к зверям.

Ну и, подытоживая ваш вопрос, и то и другое всего лишь значит, что обе выставки выполняли и выполняют свою задачу — они провоцируют критическое мышление. И не только мышление, мы, как ни парадоксально, снова актуализировали дискурс защиты прав животных. Так, есть информация, что из-за шума вокруг выставки дадут ход городским законопроектам, направленным против жестокости в отношении животных, которые годами лежали в столе.

— Вам удалось его пробудить среди других недовольных?

— Да. С частью людей нам удалось вступить в диалог, и в момент, когда от них стали поступать вопросы по сути выставки, например, почему его чучела и объекты расположены в контексте старого искусства, мы поняли, что коммуникация состоялась.

— Вам кажется, это важно?

— Да. Сейчас всем совершенно очевидно, что искусство — это больше не развлечение, а часть государственной политики. В кризисные, военные времена жизнью людей управляет военное руководство. В жизни рутинной, постоянной ими управляет искусство. Оно отвечает за то, чем будет заполнена голова у человека и гражданина. Большая проблема в том, что в России в силу исторических обстоятельств нет никакого осознания этого, да и у власти нет никакого понимания, что это важно развивать. Искусству нельзя говорить, что делать, оно само решает, каким ему быть, будь то акционизм, политический активизм или классические формы.

В России на самом деле никто не боится современного искусства, но боятся, что кто-то может испугаться или оскорбиться.

Огромное достоинство современного искусства в том, что художник может выйти и объяснить, что он пытался донести — со старыми мастерами такой возможности нет (улыбается). Именно поэтому мы любую выставку сопровождаем лекциями, мастер-классами, встречами. Собственно, культура в некотором смысле и есть общение зрителя с художником.

Новости и материалы
В Гагаузии заявили об угрозах жителям за использование карт «Мир»
Посольство Франции в РФ опровергло сообщения об увеличении срока оформления виз
Газзаев призвал наказать игроков ЦСКА
Россия рассматривает строительство портов для экспорта в ряде стран Африки
Адвокат объяснил, зачем участникам «Би-2» гражданство Молдавии
В Москве вынесли приговор пенсионеру за препятствие проведению выборов
В Германии признали, что в экономике страны есть проблемы
Молдавия боится вводить визовый режим с Россией
Названа категория водителей, которая чаще других попадает в ДТП
Синоптик рассказал, какая погода ожидает россиян на майских праздниках
Apple теряет долю на крупнейшем рынке
Театроведа Дмитриевскую оштрафовали за дискредитацию российской армии
США готовят новый пакет военной помощи Украине
Генсек НАТО отверг возможность появления ядерного оружия в Польше
В Москве пытаются госпитализировать 300-килограммовую женщину, потребовалась помощь МЧС
Власти Британии заявили о переходе оборонной промышленности страны в режим войны
«Авито» привлек внимание к проблеме аутизма
Премьер Великобритании заявил, что РФ может напасть на страны НАТО после Украины
Все новости