Слушать новости
Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

ТВ

Ведущий передачи Центрального телевидения «Клуб путешественников» Юрий Сенкевич, 1988 год
Ведущий передачи Центрального телевидения «Клуб путешественников» Юрий Сенкевич, 1988 год
Птицын/РИА «Новости»

Глазами Сенкевича

Как менялись телепрограммы о путешествиях

От Марка Твена до западных травелогов, советского «Клуба путешественников» и современного идиота за границей — как самые далекие уголки мира сами приходили к тем, кто туда ездить и не собирался.

Шуточный лозунг позднесоветского времени призывал перестать смотреть на мир глазами Сенкевича. Речь шла, конечно, не о том, чтобы отказаться от просмотра популярной передачи «Клуб путешественников», которую вел врач по профессии и путешественник Юрий Сенкевич. Смысл раскрывался в первой части — «Хочется путешествовать, но не по телевизору, а лично!»; фактически от властей СССР требовалось разрешить свободный выезд из страны — без многочисленных проверок со стороны профкомов и спецслужб, с возможностью иметь загранпаспорта на руках и, разумеется, менять рубли на валюту страны назначения без абсурдных ограничений. В принципе, за прошедшее время это требование было выполнено — если не вникать в частности, сейчас путешествие куда угодно доступно кому угодно. Тем не менее телевизионные программы о путешествиях в удаленные уголки мира никуда не делись и деваться не собираются.

Склонен к перемене мест

Книги о путешествиях появились задолго до появления кинематографа и тем более телевидения. Они были разнообразными по жанрам, свои путевые заметки писал, например, Марк Твен («Простаки за границей, или Путь новых паломников»), Александр Дюма (очерки о поездках, в том числе и по Российской империи); юмористическая повесть «Трое в лодке, не считая собаки» Джерома К. Джерома задумывалась как отчет о лодочном отдыхе на Темзе (и кто не мечтал повторить путь его героев — пусть даже без всех тех злоключений, которые выпали на их долю?).

В 1910-е годы в моду вошли травелоги — короткометражные фильмы о различных местах и странах.

Одним из первых этот формат использовал американский фотограф, режиссер и путешественник Бертон Холмс (считается, что именно он придумал термин «травелог» — в оригинале travelogue), который на протяжении более полувека летом ездил по миру, а зимой выступал в городах США с лекциями, иллюстрированными собственными фильмами. Примерно в таком виде путешествия пришли и на телевидение.

Существуют они и поныне — благодаря обилию кабельных каналов и хорошему цифровому оборудованию, которое позволяет показать красоты Земли в надлежащем качестве. Развитие кинотеатров формата IMAX в 70-80-е принесло новую волну популярности травелогов, несколько потерявшихся в новых жанрах, но по факту IMAX и травелоги рекламировали другу друга — и до сих пор в таких кинотеатрах можно увидеть видовой фильм в хорошем разрешении.

Сенкевич и три лодки

На советском телевидении «Клуб кинопутешествий» появился в 1960-м, а вести ее доверили режиссеру Владимиру Шнейдерову, автору советских травелогов (например, цикла научно-популярных фильмов «Путешествия по СССР»). Правда, именем нарицательным программа стала в 1973 году — ее переименовали (в «Клуб путешественников»), а ведущим стал тот самый Сенкевич, к тому времени уже сплававший с Туром Хейердалом на двух лодках «Ра».

Темы выпусков «Клуба» были очень различны — ведущий мог рассказывать о центре подводного плавания в Иордании, о заповедных местах Донбасса, о Чукотке и о Шри-Ланке с Таиландом, встречаться с Хейердалом (во время его визита в СССР) и показывать фильм о плавании «Тигриса». Вообще программа оказалась рекордсменом — она закрылась в 2003 году, когда умер Юрий Сенкевич, после 44 лет в эфире и более 2 тысяч выпусков.

По планете со Шнуром

 Кадр из британского шоу «An Idiot Abroad»
Кадр из британского шоу «An Idiot Abroad»
Sky

В настоящее время телепутешествия в большей мере стали авторскими (стиль, к которому всю карьеру шел Юрий Сенкевич) или развлекательными. Британцы (а по совместительству режиссеры) Рикки Джервейс и Стивен Мерчант не так давно отправили за границу своего приятеля Карла Пилкингтона, который совсем не хочет ездить по миру и в каждом выпуске просится домой; шоу называется соответствующе — «An Idiot Abroad» (в приличном переводе «Дурак за границей»).

В России на канале «Пятница!» выходит «Орел и решка», ведущие которого бросанием монетки определяют, кто будет жить в выбранном городе с неограниченным кредитом, а кто получит сто долларов на жизнь и развлечения.

С 1991 года ездит по всему миру Дмитрий Крылов; с 1996-го его «Непутевые заметки» выходят на Первом в еженедельном режиме. В нулевые на «России 1» выходила программа «Вокруг света» — часть франшизы, начатой еще в советское время одноименным журналом. Не чужды телепутешествий были и отечественные музыканты — Андрей Макаревич три года параллельно со «Смаком» знакомил зрителей с обитателями подводного мира,

а основатель группы «Ленинград» Сергей Шнуров показал на НТВ 15 выпусков программы «Шнур вокруг света».

На Первом же выходят (правда, нерегулярно) фильмы, снятые Владимиром Познером и Иваном Ургантом после их поездок, — «Одноэтажная Америка», «Их Италия», «Еврейское счастье» и другие.

Но, в принципе, сейчас для тех, кто все же предпочитает смотреть экзотику «глазами Сенкевича», выбор значительно больше, чем в советские времена, — и не потому, что разные каналы предлагают часовые шоу этой тематики. В мире существуют специализированные каналы — например, Travel Channel, Discovery Channel или National Geographic. Есть и «Моя планета», на которой показывался, например, документальный проект финского актера Вилле Хаапасало «Через Россию за 30 дней» (этот цикл входит в целую серию фильмов); этот канал, кстати, еще несколько лет назад обогнал западные аналоги — возможно, за счет более лучшего знания российской аудитории и наследия Юрия Сенкевича.