Слушать новости
Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст
Кадр из фильма «Матильда» (2017)
Кадр из фильма «Матильда» (2017)
ТПО Рок

«Матильда» обойдется без экспертов

Медведев защитил режиссера «Матильды» от нападок Поклонской

, ,

Выдача прокатного удостоверения фильму «Матильда» не будет зависеть от результатов экспертизы, проведенной по запросу депутата Госдумы Натальи Поклонской, заявил заместитель министра культуры Владимир Аристархов. В свою очередь, премьер-министр Дмитрий Медведев также раскритиковал идею экспертизы и призвал проявить терпимость и не преследовать авторов фильма.

Министерство культуры при выдаче прокатного удостоверения фильму Алексея Учителя «Матильда» не будет учитывать экспертизу, проведенную по инициативе депутата Госдумы Натальи Поклонской. Об этом в кулуарах проходящего в Омске форума «Культура — национальный приоритет», организованного партией «Единая Россия», заявил замминистра культуры Владимир Аристархов.

«Оно [заключение экспертов] сделано, не видя фильма! О чем здесь можно говорить?» — сказал Аристархов.

Председатель правительства Дмитрий Медведев также раскритиковал действия Поклонской по отношению к фильму «Матильда». Выступая на форуме, он заявил, что низкий уровень культуры в обществе приводит к появлению нетерпимости, агрессии.

«Иногда она (агрессия. — «Газета.Ru») сводится к преследованию автора, произведение которого еще никто не видел.

Нужно в этом смысле быть гораздо более терпимыми, очень внимательно относиться к тому, что происходит», — сказал Медведев.

Речь идет о «психолого-культуролого-юридико-лингвистическом, а также историческом исследовании материалов фильма», сделанном по запросу Поклонской несколькими экспертами — научными сотрудниками и профессорами различных институтов, в том числе Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Института мировой литературы им. Горького, Московского государственного лингвистического университета, а также членом экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при ГУ Министерства юстиции РФ по Москве.

В многостраничном труде эксперты подробно рассматривали, возможно ли сделать выводы о содержании «Матильды» на основании сценария и двух трейлеров, какие образы Николая Второго и его супруги формируются в картине и влияет ли на этот образ то, что последнего российского царя играет немецкий актер Ларс Айдингер.

На основании представленных материалов они сочли возможным сделать вывод о том, что экранные император и императрица показаны в уничижительном и оскорбительном для православных зрителей виде.

Материалы экспертизы Поклонская на прошлой неделе направила генеральному прокурору. По мнению депутата, выводов экспертов достаточно для «объявления компетентными органами предостережения о недопустимости выдачи прокатного удостоверения фильму «Матильда».

Что будет учитывать Минкультуры при выдаче прокатного удостоверения «Матильде», Аристархов не пояснил.

Сразу после обнародования результатов экспертизы адвокат Алексея Учителя Константин Добрынин подал в комиссию по этике Госдумы жалобу на действия Поклонской.

Добрынин указал, что в них усматривается нарушение депутатской этики, выразившиеся «в необоснованных обвинениях в адрес Учителя, использовании заведомо ложной информации и призывах к незаконным действиям в отношении авторов и «Матильды».

В Госдуме ранее в марте разбирали аналогичную жалобу (по тому же поводу и с теми же фигурантами), но никаких нарушений со стороны Поклонской не обнаружили.

Впрочем, сам факт экспертизы удивил пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, который обратил внимание, что «странно» оценивать фильм, который еще не готов.

Обсуждение скандала вокруг «Матильды» не обошло стороной даже министра культуры Владимира Мединского. После того как Поклонская передала результаты своей экспертизы в Генпрокуратуру, министр заявил, что претензии к фильму Алексея Учителя — это «вакханалия демократии», так как невозможно судить о картине, которую еще никто не видел.

Напомним, что о завершении монтажа «Матильды» Алексей Учитель объявил в субботу, 22 апреля, когда проводил встречу в Российской государственной библиотеке в рамках «Библионочи». Тогда же был представлен финальный трейлер картины.

Другие чиновники также не рассчитывали на то, что споры вокруг картины будут продолжаться: глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов депутат от ЛДПР Ярослав Нилов даже обратился с письмом к Алексею Учителю и пригласил его обсудить фильм «Матильда» в нижней палате парламента.

Общественный резонанс вокруг «Матильды» якобы вызвал у Нилова неподдельный интерес к фильму, и он решил лично обсудить с режиссером сложившуюся ситуацию.

Фильм Алексея Учителя «Матильда» рассказывает историю взаимоотношений молодого наследника императорского престола (будущего Николая II) и балерины Матильды Кшесинской. Премьера картины запланирована на 6 октября, в широкий прокат фильм выйдет 26 октября.

Солистка балета Мариинского театра Матильда Кшесинская, 1898 год
Солистка Императорского Мариинского театра Матильда Кшесинская в балете «Дочь фараона», 1900 год
Балерина Матильда Кшесинская, 1900 год
Балерина Матильда Кшесинская в роли Аспиччии в сцене из балета Цезаря Пуни «Дочь фараона», 1897 год
Николай Солянников и Матильда Кшесинская в балете Мариуса Петипа «Пробуждение Флоры»
Матильда Кшесинская в роли Эсмеральды в балете Цезаря Пуни «Эсмеральда» в Мариинском театре, 1899 год
Балерина Матильда Кшесинская. Снимок из фондов Театрального музея имени Александра Бахрушина в Москве
Солистка Императорского Мариинского театра Матильда Кшесинская в балете Цезаря Пуни «Эсмеральда». Репродукция открытки из фондов Театрального музея имени Александра Бахрушина
Юнкера в бывшем особняке балерины Матильды Кшесинской после переезда из него Центрального Комитета и Петроградского Комитета РСДРП(б), 6 июня 1917 года
Особняк Матильды Кшесинской в Санкт-Петербурге, 1972 год
Большой зал особняка примы-балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской после реставрации, 1994 год
Костюмы к фильму Алексея Учителя «Матильда» на выставке Санкт-Петербургского культурного форума в Царском Селе
Могила балерины Матильды Кшесинской и князя Андрея Романова на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа во французском городе Сент-Женевьев-де-Буа, 2015 год
Солистка балета Мариинского театра Матильда Кшесинская, 1898 год
Солистка Императорского Мариинского театра Матильда Кшесинская в балете «Дочь фараона», 1900 год
Балерина Матильда Кшесинская, 1900 год
Балерина Матильда Кшесинская в роли Аспиччии в сцене из балета Цезаря Пуни «Дочь фараона», 1897 год
Николай Солянников и Матильда Кшесинская в балете Мариуса Петипа «Пробуждение Флоры»
Матильда Кшесинская в роли Эсмеральды в балете Цезаря Пуни «Эсмеральда» в Мариинском театре, 1899 год
Балерина Матильда Кшесинская. Снимок из фондов Театрального музея имени Александра Бахрушина в Москве
Солистка Императорского Мариинского театра Матильда Кшесинская в балете Цезаря Пуни «Эсмеральда». Репродукция открытки из фондов Театрального музея имени Александра Бахрушина
Юнкера в бывшем особняке балерины Матильды Кшесинской после переезда из него Центрального Комитета и Петроградского Комитета РСДРП(б), 6 июня 1917 года
Особняк Матильды Кшесинской в Санкт-Петербурге, 1972 год
Большой зал особняка примы-балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской после реставрации, 1994 год
Костюмы к фильму Алексея Учителя «Матильда» на выставке Санкт-Петербургского культурного форума в Царском Селе
Могила балерины Матильды Кшесинской и князя Андрея Романова на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа во французском городе Сент-Женевьев-де-Буа, 2015 год
  • Солистка балета Мариинского театра Матильда Кшесинская, 1898 год
  • Солистка Императорского Мариинского театра Матильда Кшесинская в балете «Дочь фараона», 1900 год
  • Балерина Матильда Кшесинская, 1900 год
  • Балерина Матильда Кшесинская в роли Аспиччии в сцене из балета Цезаря Пуни «Дочь фараона», 1897 год
  • Николай Солянников и Матильда Кшесинская в балете Мариуса Петипа «Пробуждение Флоры»
  • Матильда Кшесинская в роли Эсмеральды в балете Цезаря Пуни «Эсмеральда» в Мариинском театре, 1899 год
  • Балерина Матильда Кшесинская. Снимок из фондов Театрального музея имени Александра Бахрушина в Москве
  • Солистка Императорского Мариинского театра Матильда Кшесинская в балете Цезаря Пуни «Эсмеральда». Репродукция открытки из фондов Театрального музея имени Александра Бахрушина
  • Юнкера в бывшем особняке балерины Матильды Кшесинской после переезда из него Центрального Комитета и Петроградского Комитета РСДРП(б), 6 июня 1917 года
  • Особняк Матильды Кшесинской в Санкт-Петербурге, 1972 год
  • Большой зал особняка примы-балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской после реставрации, 1994 год
  • Костюмы к фильму Алексея Учителя «Матильда» на выставке Санкт-Петербургского культурного форума в Царском Селе
  • Могила балерины Матильды Кшесинской и князя Андрея Романова на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа во французском городе Сент-Женевьев-де-Буа, 2015 год
1 13

Споры вокруг «Матильды» разгорелись после того, как за помощью к Наталье Поклонской обратились активисты сообществ «Царский крест» и «Родительский отпор РФ», уверенные в том, что картина является антироссийской и антирелигиозной провокацией.

Число противников фильма продолжало расти — в том числе и потому, что Поклонская подогревала ситуацию публичными нападками на Учителя и его картину, обвиняя режиссера в работе с недостоверными историческими материалами.