Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Музыка

<b>Фэтс Домино</b> (26 февраля 1928 — 24 октября 2017) — американский пианист и вокалист. Звезда и пионер рок-н-ролла, который сделал новую музыку популярной
Фэтс Домино (26 февраля 1928 — 24 октября 2017) — американский пианист и вокалист. Звезда и пионер рок-н-ролла, который сделал новую музыку популярной
Cheryl Gerber/AP

Умер пионер рок-н-ролла Фэтс Домино

На 90-м году жизни скончался музыкант Фэтс Домино

Американский музыкант, один из пионеров рок-н-ролла Фэтс Домино скончался в Новом Орлеане в возрасте 89 лет. О его смерти сообщили местные телеканалы со ссылкой на дочь музыканта. Домино долго болел, по данным представителей полиции, он умер от естественных причин.

Антуан Доминик Домино родился в Новом Орлеане в 1928 году; в четырнадцать лет бросил школу и начал работать на фабрике, а вечерами играл на пианино в окрестных барах. К музыке он тяготел с детства, а приемам игры его обучил сводный брат, который играл на банджо в джаз-банде. Прозвище, под которым он позже прославился, Антуан получил еще в юности — одному из коллег его манера игры на пианино напомнила известных в то время пианистов — Фэтса Уоллера и Фэтса Пичона.

Ну и комплекция сыграла свою роль — рост Фэтса Домино и в зрелые годы не превышал 165 см, а вес был около ста килограммов. Сам он, впрочем, относился к своим габаритам вполне добродушно — и не случайно самой первой он записал песню «The Fat Man» («Толстяк»), в которой пел «They call me the Fat Man, because I weigh 200 pounds» («Они называли меня толстяком, поскольку я весил двести фунтов»). Он, кстати, сам ее и сочинил — вместе с еще одним музыкантом и композитором из Нового Орлеана Дейвом Бартоломью, который стал соавтором песен Домино на долгие годы.

«The Fat Man» была выпущена в 1949-м, когда о рок-н-ролле еще не слышали, но поздние исследователи называли сингл Домино первым в этом жанре музыки.

При этом Фэтс Домино играл, скорее, ритм-энд-блюз — в его ново-орлеанском изводе, который включал в себя обязательное использование пианино и духовой секции, и в текстах которого озвучивались местные темы. Впрочем, эти тонкости не помешали продать более миллиона копий пластинки — правда, в чарты она никогда не попадал, а это количество разошлось за несколько лет.

К моменту наступления эпохи рок-н-ролла Фэтс Домино уже был знаковой фигурой. Чак Берри с завистью вспоминал в своих мемуарах, что Домино музыкант зарабатывал по 10 тысяч долларов за неделю — очень приличная сумма по тем временам для чернокожего артиста. Но времена менялись, такие артисты уже становились популярными у белой аудитории, оказывались настоящими звездами — и вряд ли кто мог это поменять.

Рок-н-ролл вообще выбросил наверх самых разных музыкантов. Фэтс Домино не был похож на красавчика Элвиса Пресли, скорее, был полной его противоположностью, и напоминал короля только широкой улыбкой на лице. Он никогда не поднимался на вершины чартов, но регулярно попадал в десятку лучших, а его пластинки рано или поздно зарабатывали «золотой» статус (то есть расходились миллионным тиражом). Словно в насмешку, композиция «Ain't That a Shame», выпущенная Домино в 1955-м, в том же году стала лидером продаж — но в исполнении популярного поп-певца Пэта Буна.

Самым, пожалуй, главным хитом в карьере Фэтса Домино стала композиция «Blueberry Hill».

Эта песня была написана еще в 1940-м, ее исполнял, к примеру, Луи Армстронг, но именно в версии, записанной Домино в 1956 году, она стала хитом, достигнув второго места в чарте синглов; тираж пластинки за два года составил более пяти миллионов экземпляров.

Фэтс Домино, конечно, был достаточно популярен, снимался в фильмах второй половины 50-х (как и другие звезды рок-н-ролла того времени), и был в числе первых музыкантов, введенных в Зал славы рок-н-ролла в 1986 году. Его песни перепевали многие музыканты, а битловская «Lady Madonna» написана Ленноном и Маккартни как подражание стилю одного из своих кумиров — и сыграна в похожей манере. А в 1987-м он получил «Грэмми» за вклад в развитие музыки.

От активной музыкальной деятельности Фэтс Домино отошел еще в 80-е.

По его собственным словам, это произошло из-за того, что записывающие компании требовали от него вернуться к той манере исполнения, которую он перерос еще в 50-е. Впрочем, Домино изредка выступал на местных джазовых фестивалях, а в 1995-м съездил в короткое турне в Европу.

В 2005 году музыканта даже похоронили — когда на Новый Орлеан надвигался ураган «Катрин», Фэтс Домино решил остаться в своем доме, поскольку его жена в то время сильно болела. Связь с ним была потеряна, и многие — в том числе и его дети — были уверен, что он погиб. Но позже спасательные службы нашли музыканта с супругой и эвакуировали их в безопасное место. Домино также встречался с президентом Джорджем Бушем-младшим, который вручил ему новую Национальную медаль США в области искусств — взамен утерянной при урагане.

Впрочем, несмотря на официальное прекращение карьеры, Фэтс Домино выступал практически до последнего времени.

В 2006-м он даже выпустил альбом «Alive and Kickin'», состоящий из неизданных записей. И уже совсем недавно неожиданно выяснилось, что по количеству проданных записей из рокеров 50-х Фэтс Домино уступает только Элвису Пресли. Соперником короля рок-н-ролла его это не делает, а вот принцем жанра — да.