Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Кино

<b>«Титаник» (1997).</b> Масштабный проект Джеймса Кэмерона заработал в прокате $1,7 млрд и на добрый десяток лет стал самым кассовым фильмом всех времен и народов. Еще у «Титаника» было 14 номинаций на «Оскар» и 11 полученных статуэток. Фактически Ди Каприо стал едва ли не единственным членом съемочной команды блокбастера, которого обошла вниманием Американская киноакадемия. Зато актер был номинирован за этот фильм на «Золотой глобус»
«Титаник» на достроечных работах в сухом доке Томсона, 1912 год
Нос «Титаника» в 2004 году
Кадр из фильма «Титаник» (1997)
«Титаник» («Titanic», 1997)
Кадр из фильма «Титаник» (1997)
«Титаник» покидает Белфаст для прохождения ходовых испытаний, 1912 год
Кадр из фильма «Титаник» (1997)
Кадр из фильма «Титаник» (1997)
Картина гибели «Титаника»
Кадр из фильма «Титаник» (1997)
«Титаник» (1997)
<b>«Титаник» (1997).</b> Масштабный проект Джеймса Кэмерона заработал в прокате $1,7 млрд и на добрый десяток лет стал самым кассовым фильмом всех времен и народов. Еще у «Титаника» было 14 номинаций на «Оскар» и 11 полученных статуэток. Фактически Ди Каприо стал едва ли не единственным членом съемочной команды блокбастера, которого обошла вниманием Американская киноакадемия. Зато актер был номинирован за этот фильм на «Золотой глобус»
«Титаник» на достроечных работах в сухом доке Томсона, 1912 год
Нос «Титаника» в 2004 году
Кадр из фильма «Титаник» (1997)
«Титаник» («Titanic», 1997)
Кадр из фильма «Титаник» (1997)
«Титаник» покидает Белфаст для прохождения ходовых испытаний, 1912 год
Кадр из фильма «Титаник» (1997)
Кадр из фильма «Титаник» (1997)
Картина гибели «Титаника»
Кадр из фильма «Титаник» (1997)
«Титаник» (1997)
  • «Титаник» (1997). Масштабный проект Джеймса Кэмерона заработал в прокате $1,7 млрд и на добрый десяток лет стал самым кассовым фильмом всех времен и народов. Еще у «Титаника» было 14 номинаций на «Оскар» и 11 полученных статуэток. Фактически Ди Каприо стал едва ли не единственным членом съемочной команды блокбастера, которого обошла вниманием Американская киноакадемия. Зато актер был номинирован за этот фильм на «Золотой глобус»
  • «Титаник» на достроечных работах в сухом доке Томсона, 1912 год
  • Нос «Титаника» в 2004 году
  • Кадр из фильма «Титаник» (1997)
  • «Титаник» («Titanic», 1997)
  • Кадр из фильма «Титаник» (1997)
  • «Титаник» покидает Белфаст для прохождения ходовых испытаний, 1912 год
  • Кадр из фильма «Титаник» (1997)
  • Кадр из фильма «Титаник» (1997)
  • Картина гибели «Титаника»
  • Кадр из фильма «Титаник» (1997)
  • «Титаник» (1997)
1 12

И «Титаник» плывет: 20 лет фильму Джеймса Кэмерона

20 лет назад впервые показали фильм Джеймса Кэмерона «Титаник»

Двадцать лет назад, 1 ноября 1997 года, на международном кинофестивале в Токио зрители впервые увидели «Титаник» Джеймса Кэмерона — создатель «Терминатора» обратился к знаменитой катастрофе и снял на ее основе самый дорогой и прибыльный фильм.

Хобби Джеймса Кэмерона

К середине 90-х у Джеймса Кэмерона была довольно хорошая репутация в Голливуде – он снял двух «Терминаторов», сумел развить придуманную Ридли Скоттом историю в «Чужих» и даже справился с боевиком и Арнольдом Шварценеггером в «Правдивой лжи».

И когда он принес в кинокомпанию 20th Century Fox новый сценарий, который описал как

«Ромео и Джульетта на «Титанике»,

проекту был дан зеленый свет. Правда, не потому, что боссам студии понравилась трехчасовая любовная история, в которой не было ни роботов из будущего, ни самолетов с вертикальным взлетом, и которая имела к фантастике весьма отдаленное отношение, а потому, что им хотелось удержать перспективного режиссера. В конце концов, великие люди имеют право на маленькие слабости.

У Кэмерона было хобби – он любил подводный мир, корабли и рассматривал «Титаник» как «Эверест кораблекрушений». Впрочем, его предыдущая попытка совместить два увлечения – в фантастическом триллере «Бездна» 1989 года – была не самой удачной: при бюджете в $70 млн мировые кассовые сборы составили только $90 млн. Это, конечно, позволило избежать полного провала, но осадок у продюсеров остался – возможно они думали, что нельзя в будущем позволять Кэмерону совмещать хобби и работу. Тем не менее, разрешение на съемки «Титаника» режиссер получил, как и почти неограниченный бюджет.

Бюджет растет

 «Титаник» на достроечных работах в сухом доке Томсона, 1912 год
«Титаник» на достроечных работах в сухом доке Томсона, 1912 год
Wikimedia

К созданию фильма Кэмерон подошел очень скрупулезно. Сначала он спустился к обломкам настоящего «Титаника – с помощью российского научного судна «Академик Мстислав Келдыш» и батискафов «Мир-1» и «Мир-2»; заодно построил масштабную копию разрушенного корпуса корабля, а также создал (на своей студии «Digital Domain») анимационный ролик о катастрофе. Все это обошлось 20th Century Fox в $3 млн, но позволило кинокомпании проникнуться величием замысла.

Дальше – больше. Судостроительная компания из Ирландии Harland and Wolff (она строила и «Титаник», и два других аналогичных корабля – «Олимпик» и «Британик») рассекретила свой архив и предоставила режиссеру чертежи, считавшиеся утраченными.

Декораторы изучали старые фотографии, чтобы восстановить внутреннюю обстановку судна,

а в Мексике, недалеко от города Росарито, была создана новая студия, съемки в которой позволяли снимать огромную (около 230 метров) декорацию «Титаника» на фоне океанского горизонта.

Собственно съемки начались в июле 1996 года – со сцен на «Келдыше» из начала и конца фильма, и вместо запланированных 138 дней растянулись на 160. Были проблемы с персоналом, пребывание в холодной воде негативно сказалось на здоровье членов съемочной группы, получили травмы несколько каскадеров – правда, гильдия киноактеров после расследования признала, что об их безопасности все же заботились.

Стоимость картины в итоге выросла с первоначальных $110 млн до $200 млн – и это еще до выхода в прокат сделало «Титаник» самым дорогим фильмом на тот момент; сейчас, разумеется, такие цифры уже мало кого смущают.

Актеры и роли

Звезд в нынешнем понимании Кэмерон в фильм не пригласил. Британская актриса Кейт Уинслет, хоть и имела номинацию на «Оскар» (за роль второго плана в «Разум и чувства»), но карьеру начала совсем недавно и знаменитой ее тогда назвать было, пожалуй, нельзя. То же самое и с Леонардо Ди Каприо – в те годы еще никто не предполагал, сколь долгим окажется путь этого многообещающего (у него тоже была номинация на «Оскар» за роль второго плана — за фильм «Что гложет Гилберта Грэйпа») актера к заветной награде Американской киноакадемии. И сколько хороших ролей ему потребуется для этого сыграть.

Были еще Билл Пэкстон (он сыграл охотника за сокровищами Брока Лаветта, нашедшего в затонувшем «Титанике» портрет Розы) и Билли Зейн (Каледон, жених Розы). Но уже после того, как фильм стал настоящим событием в кинематографе,

превратившиеся в звезд актеры, выражали недовольство методами работы режиссера.

Например, Уинслет, которая простудилась при работе над «Титаником», заявила, что не будет больше работать с Кэмероном, если, конечно, это не позволит ей заработать много денег. Ди Каприо критиковал сам съемочный процесс за ту опасность, которую он подвергался – по его словам, в этом не было никакого смысла.

Кэмерон за «Титаника» никогда не извинялся, но признавал, что требовал от персонала и актеров очень много.

Правда, он считал, что это оправдывается конечным результатом.

Миллиарды и «Оскар»

Первоначально релиз был запланирован на 2 июля 1997 года – в Fox хотели попасть в «сезон блокбастеров». Но за несколько месяцев до этой даты Кэмерон объявил, что не успеет завершить спецэффекты, и кинокомпании пришлось смириться – в конце концов, на кону стояли $200 млн.

Премьера была сдвинута на конец года, и после серии предварительных показов (первым среди них и был на Международном кинофестивале в Токио), фильм в декабре вышел в американский прокат, а также еще на нескольких рынках. Начало, кстати, было не самое оптимистичное –

за первый уикенд картина собрала всего $28,6 млн; сейчас такой старт означает однозначный провал всего проекта.

Но Кэмерон в итоге оказался прав – «Титаник» возглавлял американский бокс-офис на протяжении пятнадцати недель, число кинотеатров, которые его показывали, выросло за это время с 2,67 тысяч до 3,23 тыс., а общие сборы достигли $600,7 млн. В мировом прокате тоже творилось нечто невообразимое – фильм заработал $1,244 млрд.

И с общей выручкой в $1,843 млрд «Титаник» на долгие двенадцать лет стал почти недосягаемым для конкурентов.

Опередить его смог только в 2010-м новый проект Кэмерона – трехмерный «Аватар», а вот вышедшему в 2015-м седьмому эпизоду «Звездных войн» не повезло. В 2012-м, к столетию трагедии «Титаника», фильм был переделан в 3D и снова выпущен в прокат, по итогам которого он добавил в свою копилку еще $342 млн.

На кинематографическом поле «Титаник» тоже оказался победителем. Фильм получил четырнадцать номинаций на «Оскар» — разделив эту цифру с «Все о Еве» (1950), а много лет спустя – и с комедией «Ла-Ла-Ленд» (2016).

По полученным наградам фильм Джеймса Кэмерона также оказался в числе лидеров – одиннадцать статуэток получили лишь эпик «Бен-Гур» (1959) и «Властелин колец: Возвращение короля» (2003). Любопытно, что три приза достались лично Кэмерону – за лучший фильм (он был одним из продюсеров), за режиссуру и за монтаж.

А вот актеры «Титаника» остались без наград – Кейт Уинслет удовольствовалась только номинацией в категории «лучшая женская роль», а Леонардо Ди Каприо остался и без этого утешительного приза. Впрочем, сейчас мы знаем, что «Оскар» долго обходил этого актера стороной, но в итоге академики не смогли устоять перед его обаянием.