Арт и дизайн

«Портрет художников Кукрыниксов»(1957-1958)
Павел Дмитриевич Корин

«Трагедия моих персонажей была моей бедой»

В Новой Третьяковке показывают работы художника Павла Корина

Знаменитый портретист и яркий монументалист, реставратор и автор незавершенной работы «Реквием. Русь уходящая» — Третьяковская галерея на Крымском валу к юбилею художника Павла Корина показывает его лучшие работы.

Экспозиция художника Павла Корина, чье 125-летие отмечается в этом году, открылась в Новой Третьяковке на Крымском валу. Зрители увидят знаковые работы, среди которых знаменитые коринские портреты 30-х — 50-х годов и этюды к неосуществленной картине «Реквием. Русь уходящая».

С Галереей художника связывают особые отношения. Музей первым купил его работы в 1925 году, а в 1944-м устроил первую персональную выставку мастера. Позднее Корин, будучи еще и реставратором, консультировал галерею и принимал участие в реставрационных работах — восстанавливал картины Виктора Васнецова и Михаила Нестерова. Кроме того, художник завещал галерее свой дом-мастерскую на Малой Пироговской улице с коллекцией икон. Теперь это один из филиалов музея — последние годы здание закрыто на ремонт.

 Павел Корин
Павел Корин
Wikimedia Commons

Павел Корин родился 7 июля 1892 года в Палехе в семье потомственных иконописцев. После окончания местной иконописной школы стал учеником иконописной палаты Донского монастыря в Москве. Был дружен с Михаилом Нестеровым — копировал его работы и помогал расписывать храмы.

«Вы бросили мне в душу Ваш пламень, Вы виновник того, что я стал художником», — признавался в одном из своих писем к Нестерову Корин.

Именно по настоянию Нестерова в 1912 году Корин поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества — его учителями стали Константин Коровин и Леонид Пастернак. По окончании училища путешествовал по Ярославлю и Ростову, где по просьбе великой княгини Елизаветы Федоровны изучал древние фрески. Спустя несколько лет по протекции Горького совершил еще одну яркую поездку — на этот в Италию.

В 1917-м устроил мастерскую в одной из арбатских мансард, откуда через 16 лет навсегда перебрался в реконструированное здание бывшей прачечной на Малой Пироговке близ Новодевичьего монастыря.

Во время войны Корин много реставрировал: в частности, восстанавливал вместе с коллегами плафон и фойе Большого театра, пострадавшие от бомбежек. Около 30 лет Корин возглавлял реставрационные мастерские ГМИИ им.А.С. Пушкина. Под его началом проводилась реставрация картин Дрезденской галереи и фресок Владимирского собора в Киеве. После работы в ГМИИ Корин руководил Центральной реставрационной мастерской (ныне — Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря).

При жизни Корин не был забыт властью, если не сказать иного.

Настоящий успех принесли художнику портреты известных современников — ученых, писателей, военачальников, артистов, в каждом из которых, по его собственному признанию, Корин старался передать, прежде всего, характер человека.

В 50-е Корин работал над мозаиками для Московского метрополитена. Портреты Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова можно увидеть на станции «Комсомольская» (кольцевая линия), «Орден Победы» — на «Смоленской», «Рабочий» и «Колхозница» — на «Павелецкой», а витражи — на «Новослободской». Витражами художника также оформлены подъезды в высотке на Кудринской площади и залы самого большого продовольственного магазина СССР.

Будучи уже народным художником СССР, Корин получил в 1963 году Ленинскую премию за портреты Сарьяна, Симонова, Кукрыниксов, Гуттузо. В 1965-ом открылась его персональная выставка в Нью-Йорке. А в 66-м, несмотря на все регалии, среди которых к тому времени были членство в Академии художеств СССР и Сталинская премия, выступил против реабилитации Сталина и подписал письмо Брежневу 25 деятелей культуры и науки.

Павел Корин умер 50 лет назад — 22 ноября 1967 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Реквием. Русь уходящая

 «Реквием. Русь уходящая» (1935-1959)
«Реквием. Русь уходящая» (1935-1959)
Павел Дмитриевич Корин

Главная работа Павла Корина, дело 30 лет его жизни — одно из самых грандиозных по своему замыслу полотно --, осталась незавершенной. Художник написал цикл портретов, сделал этюды интерьеров Успенского собора Московского Кремля, подготовил несколько эскизов композиции, но так и не перенес работу на огромный холст размером более 40 квадратных метров, превышающий по размерам «Явление Христа народу» Александра Иванова.

Идея картины возникла у Корина после того, как он стал свидетелем церемонии прощания с патриархом Тихоном в Донском монастыре в марте 1925 года. Главными героями масштабной работы должны были стать реальные участники — митрополиты, архиепископы, игумены, схимницы, нищие, слепые, монахи и монахини. «Мне трудно Вам объяснить, почему я писал это, но все-таки я скажу, что трагедия моих персонажей была моей бедой. Я не смотрел на них со стороны, я жил с ними, и сердце мое обливалось кровью», — из писем Корина Черкасскому.

Среди этюдов, представленных в экспозиции, — «Нищий», двойной портрет иеромонаха Пимена и епископа Антонина, «Отец и сын» (Чураковы), «Молодой монах» (преподобномученик Федор Богоявленский), «Схиигумения Фамарь», «Протодиакон М.К. Холмогоров».

Исторический триптих Александр Невский

 «Исторический триптих «Александр Невский» (1943)
«Исторический триптих «Александр Невский» (1943)
Павел Дмитриевич Корин

«Меня иногда спрашивают, почему я заковал в стальные латы своего Александра Невского. Конечно, я мог бы одеть его в бархатные штанишки и сафьяновые сапожки. Но такой не вышиб бы Биргера из седла», — говорил Корин о главном герое своего триптиха, каждая часть которого имеет свое название: «Северная баллада», «Александр Невский», «Старинный сказ».

Кольчугу, латы и шлем Александра Невсокого художник писал в Историческом музее, где советовался со специалистами. Для боковых картин триптиха позировали натурщики.

Портрет Горького

 «Портрет А.М. Горького» (1932)
«Портрет А.М. Горького» (1932)
Павел Дмитриевич Корин

«Горького писали многие художники. Очень хорош его портрет, написанный Валентином Серовым. Там Горький — романтик. У меня — совсем другое. Я хотел написать автора «Матери» и «Клима Самгина», — из воспоминаний Корина.

Работая над портретом, художник устраивал совместные прогулки, во время которых наблюдал своего героя: «Он шел, опираясь на палку, сутулясь, его угловатые плечи высоко поднимались, над высоким лбом дыбились седеющие волосы; он шел, глубоко задумавшись».

Портрет М. Сарьяна

 «Портрет художника М. Сарьяна»
«Портрет художника М. Сарьяна»
Павел Дмитриевич Корин

«Дух в человеке — главное. Первым, кто раскрыл в искусстве всю мощь духа человека, был Микеланджело. И мне, в меру моих возможностей, хочется воспевать человеческий дух. Поэтому я ищу в жизни людей, в которых сильно духовное содержание, и пишу их. ...То, в чем я не вижу величия духа, меня увлечь не может», — из воспоминаний Корина.

Кукрыниксы

 «Портрет художников Кукрыниксов»(1957-1958)
«Портрет художников Кукрыниксов»(1957-1958)
Павел Дмитриевич Корин

«В 1956 году я задумал написать портрет моих друзей, прекрасных художников — М.В. Куприянова, П.Н. Крылова, Н.А. Соколова — и объединить их во всемирно известном художнике, художнике мощной политической сатиры «Кукрыниксы». Их сатира-плакаты во время Великой Отечественной войны разили врага не хуже наших «Катюш», и по сие время они в политической сатире стоят на передовой линии. Писал я этот портрет довольно долго, на протяжении двух лет. ...Портрет был трудный: мне надо было передать внутреннюю духовную осанку каждого из них и объединить в одной мощной, предельно выразительной и острой осанке художника «Кукрыниксы», при этом избежать намека на шарж, в портрете он недопустим. Много труда положил я на этот портрет, много, много труда», — из воспоминаний Корина.