Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Кино

Gaumont

Праздник, который почти всегда с тобой

Почему стоит сходить на «Праздничный переполох»

В первый день 2018 года в российский прокат выходит французская комедия «Праздничный переполох», шестая совместная работа режиссеров Оливье Накаша и Эрика Толедано, в нашей стране известных в первую очередь по картине «1+1». «Газета.Ru» рассказывает, почему в надвигающиеся праздники имеет смысл выбраться из теплой квартиры и сходить в ближайший кинотеатр, где идет эта картина.

Следует сразу же обозначить, что «Праздничный переполох» — это именно то, чего ждешь от фильма, у которого в графе «жанр» значится «французская комедия». Соответственно, манерная легкость повествования и изящный юмор тут не просто в наличии — а в ассортименте.

Режиссеры и сценаристы Оливье Накаш и Эрик Толедано здесь предстают в своем репертуаре: милые шутки (местами несколько консервативные и не слишком толерантные, но это сразу прощаешь за общую незатейливую атмосферу) и периодически вплетающаяся в общее комедийное полотно трагикомедия. Автоматически производящееся сравнение с «1+1» едва ли уместно — это все-таки другое кино с другими задачами.

И лучше всего его описывает как раз оригинальное заглавие — «Ощущение праздника».

Здесь нет той серьезной драмы, которая главенствовала в «1+1», но она тут и не нужна — какая же драма на празднике?

Под праздником здесь подразумевается свадьба, а переполох происходит в процессе ее подготовки. Собственно, главный герой, Макс (Жан-Пьер Бакри) — владелец небольшого бизнеса по организации мероприятий. Его задача — устроить для молодой пары свадьбу (в стиле сдержанной роскоши — это важно!) в огромном замке XVIII века. Нетрудно догадаться, что все постоянно идет не так: то именитый диджей в последний момент откажется приехать, то официанты начнут бунтовать из-за нелепых нарядов, то доисторическая электропроводка не выдержит напряжения.

Дрожащая камера следует по пятам за бегающим туда-сюда Максом, периодически навевая воспоминания об иньярритувском «Бердмэне», — этому способствуют и синкопированные джазовые сбивки, возникающие в паузах между сценами, когда нам напоминают о том, сколько сейчас времени.

Музыка здесь вообще играет важнейшую роль: создавая дополнительное напряжение на протяжении всей картины, она неожиданно становится переломной точкой в царящем хаосе.

Весь происходящий сумбур в какой-то момент начинает украдкой демонстрировать второе смысловое дно: в лице аляповатой команды Макса несложно усмотреть современную то ли Францию, то ли Европу в целом — да что уж там, какое ни возьми государство. Тут есть и свои недовольные либералы, и собственные находчивые гастарбайтеры (которые в конечном итоге и спасают, по сути, положение).

Но главное, тут есть своя власть, на которую со всех сторон валятся шишки — и внутри порядок наведи, и с внешней политикой разберись, а это задача не из легких: жених Пьер (Бенжамен Лаверн) непрерывно вмешивается в работу Макса, на ходу сочиняя новые требования и высказывая недовольство, да еще и из налоговой, кажется, нагрянули.

Пытаясь собрать разваливающуюся свадьбу в единое целое, немолодой Макс окончательно решает после этого праздника уйти на покой. Но и с заменой проблемы — помощница Адель (Эй Айдара) постоянно хамит и повышает голос на всех подряд. Надо сказать, Айдара неплохо справляется со своей ролью, но для этого особого мастерства, кажется, и не требуется.

Ее персонаж выглядит усеченной версией Омара Си из того же «1+1» — до той степени, что порой создается ощущение, будто Накаш и Толедано писали роль под него, но по тем или иным причинам актер сняться в «Переполохе» не смог, а персонажу в результате просто сменили пол.

Впрочем, с развитием ее любовной линии (а линии здесь почти все — любовные) к героине волей-неволей проникаешься симпатией, а кульминационная совместная сцена с лидером кавер-группы Джеймсом (Жиль Леллуш) — вообще, пожалуй, лучшая в фильме.

Надо ли говорить, что концовка не становится сюрпризом и следует классической схеме подобного рода картин: почти два часа нам показывают, что все идет не так, но в итоге все складывается именно так, — хоть от изначального плана ничего и не остается.

«Если что-то идет не так, мы адаптируемся», — говорит Макс в начале картины, после чего мы наблюдаем за беспрерывной импровизацией — настолько мастерской, что поневоле проводишь аналогию с джазовым джемом (а в определенный момент это точь-в-точь воплощается на экране).

Удивительно, но вплоть до самого финала не удается отделаться от мысли, что за организацию и за участие в такого рода масштабной свадьбе ни за что в жизни браться не стоит, — лучше уж до конца своих дней оставаться без штампа в паспорте.

Но потом весь накал страстей снимается как рукой — и возникает то самое ощущение праздника, с которым и выходишь из кинотеатра.

Это именно то чувство, с которым просыпаешься утром 1 января: на столе недоеденные салаты, а по федеральному каналу — хорошее советское кино. И пусть в данном случае рассчитывать можно разве что на попкорн с газировкой, да и фильм не советский, а французский — возможно, лучшего допинга для продления праздничного настроения в эти каникулы не найти.