Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Кино

Кадр из фильма «Покровские ворота»
Кадр из фильма «Покровские ворота»
Кадр из фильма «Покровские ворота»
Кадр из фильма «Покровские ворота» (1983)
Кадр из фильма «Покровские ворота»
Кадр из фильма «Покровские ворота»
Кадр из фильма «Покровские ворота»
Кадр из фильма «Покровские ворота»
Кадр из фильма «Покровские ворота»
Кадр из фильма «Покровские ворота»
Кадр из фильма «Покровские ворота»
Кадр из фильма «Покровские ворота»
Кадр из фильма «Покровские ворота»
Кадр из фильма «Покровские ворота»
Кадр из фильма «Покровские ворота»
Кадр из фильма «Покровские ворота» (1983)
Кадр из фильма «Покровские ворота»
Кадр из фильма «Покровские ворота»
Кадр из фильма «Покровские ворота»
Кадр из фильма «Покровские ворота»
Кадр из фильма «Покровские ворота»
Кадр из фильма «Покровские ворота»
Кадр из фильма «Покровские ворота»
Кадр из фильма «Покровские ворота»
  • Кадр из фильма «Покровские ворота»
  • Кадр из фильма «Покровские ворота»
  • Кадр из фильма «Покровские ворота»
  • Кадр из фильма «Покровские ворота» (1983)
  • Кадр из фильма «Покровские ворота»
  • Кадр из фильма «Покровские ворота»
  • Кадр из фильма «Покровские ворота»
  • Кадр из фильма «Покровские ворота»
  • Кадр из фильма «Покровские ворота»
  • Кадр из фильма «Покровские ворота»
  • Кадр из фильма «Покровские ворота»
  • Кадр из фильма «Покровские ворота»
1 12

«Заметьте — не я это предложил!»

35 лет назад по телевидению показали «Покровские ворота»

11 февраля 1983 года, 35 лет назад, состоялась телевизионная премьера фильма Михаила Козакова «Покровские ворота» — ностальгической комедии о 1950-х и о людях, которые жили во времена хрущевской оттепели.

«Догнать Савранского — это утопия!»

Для Михаила Козакова пьеса Леонида Зорина «Покровские ворота» во многом знаковая. Сама история об обитателях московской коммуналки середины 50-х была Козакову близка — как раз в те годы он учился в школе-студии МХАТ, начал работать в театре (сначала в театре имени Маяковского, а потом в знаменитом и только созданном «Современнике»), дебютировал в кино — причем сразу с заметных ролей (Шарль Тибо в «Убийстве на улице Данте», Педро Зурита в «Человеке-амфибии»).

А вот к началу 70-х стройная карьера начала немного, что называется, «вилять», и из «Современника» Козаков ушел.

Он вспоминал в своей «Авторской книге», что в тот период в театре была очень странная обстановка, с трудом и скукой Олег Ефремов пытался поставить «Чайку». И когда один из ведущих актеров (Козаков должен был играть в спектакле Шамраева) попросил творческий отпуск для съемок в фильме «Вся королевская рать», Ефремов отказал. Козаков уволился, но без скандала, снялся в фильме — одна из лучших ролей в его карьере — а потом тот же Ефремов, уже перешедший во МХАТ, пригласил его в свою новую труппу. Правда, Козаков там продержался недолго и уже в 1972-м оказался в Театре на Малой Бронной.


«Сегодня каждый должен проявить себя»

Козаков, конечно, в первую очередь был актером, но и режиссерский опыт у него к тому времени имелся — не очень большой, но заметный. У него выходил телеспектакль «Удар рога» с Олегом Далем, он делал поэтический спектакль «О, время, погоди!» по стихам и письмам Тютчева — с Ефремовым в главной роли. Но предложенный им еще в конец 60-х телеспектакль по пьесе «Безымянная звезда» к постановке так и не приняли — вроде бы нашли крамолу уже в сценарии (хотя спектакль в постановке Товстоногова вовсю шел в ленинградском БДТ)

Но его дебютом в кино все равно стала эта грустная история о встрече и расставании.

Козаков хоть и отличался редкой настойчивостью, пробить создание фильма смог только через несколько лет и с помощью главы Свердловской киностудии. И появилась «Безымянная звезда» не в виде телеспектакля с Олегом Далем, а в виде фильма с Игорем Костолевским. Но Анастасию Вертинскую отстоять удалось.

А вот вторым — и, пожалуй, главным — фильмом Козакова стала экранизация пьесы Зорина, которая выглядит как водевиль, но водевилем не является.

«Вам что, и Лермонтов не угодил?»

^

К работе над фильмом «Покровские ворота» Козаков пришел в расцвете славы. Не так давно вышел его режиссерский дебют — пусть тогда режиссеров в лицо знали не все, но именно к нему это не относилось. Популярный актер театра и кино, злодей из «Человека-амфибии» и забавный полковник, «старый солдат, который не знает слов любви» Фрэнсис Чесней из «Здравствуйте, я ваша тетя» — уж его-то зрители представляли себе очень хорошо. Совсем недавно (в 1980-м) Козаков стал народным артистом РСФСР, получил Госпремию (и еще две премии КГБ) за трех сыгранных в кино Феликсов Дзержинских. В общем, казалось, что постановку нового фильма ему разрешат без лишних вопросов. В принципе, так оно и случилось, но глава всесоюзного комитета по радио и телевещанию Сергей Лапин, видимо, был человеком злопамятным и историю с «Безымянной звездой» так просто не забыл. Так что разрешение выбивать все же пришлось — это сделала актриса Софья Пилявская.

«Покровские ворота» были сняты и даже почти в том виде, в котором его сейчас показывают по телевидению.

Стало общим местом вспоминать, что Козаков поначалу рассматривал на роль Хоботова знаменитого Андрея Миронова и даже провел с ним пробы, а потом отказался от идеи набрать «звезд», которые совсем не подходили на роли жителей скромной коммуналки. Не менее известно и то, что вся история Костика (прославившая Олега Меньшикова) — это переложение Зорином фактов собственной биографии. Но и для Казакова эта история тоже была очень личной — и вряд ли стоит сомневаться, что и в спектакле, и в фильме он в первую очередь показывал то, что переживал в пятидесятые сам.

 Кадр из фильма «Покровские ворота»
Кадр из фильма «Покровские ворота»
«Мосфильм»

В конце концов, ведь не просто так в финале фильма зрители видят именно Козакова, сыгравшего повзрослевшего Костика, который с тоской наблюдает, как рушат тот дом, в котором он когда-то предлагал Велюрову «хлопнуть по рюмашке».


«Резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонита!»

Не менее общим местом стала и история злоключений уже готовой картины. Но в чем-то Козакову повезло — если, конечно, это можно назвать везением. Происходи дело пораньше — например, в конце 60-х, — «Покровские ворота» легли бы на полку сразу после отъезда Елены Кореневой в Америку. Но в 80-е что-то запрещать оказалось непросто — даже всесильному Лапину. Картину показали в Московском и Ленинградском домах кино, 11 февраля 1983-го состоялась премьера на телевидении — и все, фильм, его герои и сказанные ими фразы зажили собственной жизнью, независимой от желания или нежелания телевизионного руководства показывать его в эфире. Да и Перестройка уже была на пороге — так что запрет долго не продержался, хотя сцены с «рюмашкой» в свете антиалкогольной кампании пришлось вырезать.

Впрочем, уже к началу 90-х все эпизоды «Покровских ворот» вернулись на место.

Сейчас по случаю и не случаю принято вспоминать цитаты из этой картины — сохранившийся со времен СССР культурный код, который когда-то позволял безошибочно узнавать своих, а сейчас просто показывает эрудицию. Но это цитирование ставит «Покровские ворота» в ряд с другими фильмами «золотого фонда» отечественного кинематографа — вроде «Семнадцати мгновений весны», или «Берегись автомобиля», или «Белого солнца пустыни». Сам Козаков воспринимал свое творчество с других позиций.

 Кадр из фильма «Покровские ворота»
Кадр из фильма «Покровские ворота»
«Мосфильм»

»...В моих прежних работах уже была и просвечивала тема сумасшествия, — писал он в «Актерской книге», рассказывая о сложной работе по экранизации «Пиковой дамы». —

Даже в комедии «Покровские ворота» Хоботова упрятывали в больницу, трактованную мною как «веселая психушка».

Режиссер и актер вспоминал, что Марина Мирою в «Безымянной звезде» принимали за помешанного, герой детской картины «Если верить Лопотухину» верил в летающие тарелки.

Впрочем, было и другое мнение, которое, наверное, отражает мнение большинства зрителей «Покровских ворот». В «Актерской книге» Козаков приводит стихотворение, написанное поэтом и переводчиком Давидом Самойловым в одном из писем режиссеру. Есть в нем и такие строчки, которые очень точно описывают лучшую ленту, снятую Козаковым:

«В этом фильме атмосфера
Непредвиденных потерь.
В нем живется не так серо,
Как живется нам теперь.
В этом фильме перспектива,
Та, которой нынче нет.
Есть в нем подлинность мотива,
Точность времени примет».