Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Кино

Расхитительница без гробниц

«Газета.Ru» о фильме «Tomb Raider: Лара Крофт»

В российский прокат выходит блокбастер «Tomb Raider: Лара Крофт» по одноименной серии видеоигр, посвященной юной искательнице приключений и расхитительнице гробниц (которую упорно никто не называет археологом), с оскароносной Алисией Викандер в главной роли.

Юная Лара Крофт (Алисия Викандер) живет в Лондоне, перебивается подработками, денег от которых едва хватает на аренду квартиры и занятия в бойцовской секции, а также отказывается верить в то, что ее пропавшего семь лет назад отца уже нет в живых. Так как бумага о признании его погибшим не подписана, на громадное наследство Крофтов Лара претендовать не может, да и не особо хочет. Однако довольно быстро она передумывает, и вскоре после этого определенные обстоятельства заставляют ее отправиться к берегам Японии на поиски исчезнувшего родителя.

Возвращение расхитительницы гробниц Лары Крофт на большие экраны сегодня более чем логично — за последние пару лет в Голливуде поняли, что спрос на сильных женских персонажей, выступающих на первом плане, у аудитории имеется, а значит, можно смело продолжать делать на этом деньги. Так что новая экранизация культовой серии видеоигр, в свое время ставшей культурным гендерным феноменом (к которому довольно быстро прилип опять же сексистский термин «Индиана Джонс в юбке»), выглядит закономерно.

Если приняться пересчитывать удачные экранизации видеоигр, перебраться на пальцы второй руки выйдет с очень большим трудом. К большому сожалению, «Tomb Raider» в этой ситуации удрученному счетоводу никак не поспособствует.

Хотя бы потому, что это не полноценный фильм, а вполне отвечающая нынешним голливудским трендам первая серия (дай бог) длительного киносериала.

Соответственно, вместо того, чтобы хоть как-то следовать стандартной схеме развития произведения, авторы изначально преследуют задачу подготовить зрителя к продолжению. То есть, концентрируют все внимание на главной героине, давая смотрящему повод ей сопереживать, в то время как остальные персонажи остаются недописанными и недораскрашенными — все равно их или не будет в следующей серии, или их можно будет в ней же и раскрыть.

Поэтому, например, вопросы к мотивации тех или иных (в общем-то, всех) героев возникают здесь на регулярной основе. Однако больше всего озадачивает в случае с «Ларой Крофт» то, насколько блеклым получился герой Уолтона Гоггинса, который в фильме выступает в роли главного злодея (если не учитывать вялый финальный клиффхенгер с «боссом покрупнее»).

Проблема тут кроется в том, что картина сама до конца не понимает, чем она хочет быть.

С одной стороны, это обычное приключенческое кино в духе того же «Индианы Джонса» — и тогда классический «плохой парень», который плохой просто потому, что плохой, на месте главного злодея выглядит более чем органично. Но параллельно с этим фильм активно пытается надавить на зрителя личностной драмой главной героини (кое-как замешанной, естественно, на взаимоотношениях с отцом), и в подобном свете однобокость потного небритого негодяя, стреляющего в своих, несколько обескураживает.

Далее «Лара Крофт» снова вспоминает, что хочет быть попкорновым развлечением, и пытается задобрить зрителя юмором — но так нелепо, что даже возникающий дважды прекрасный комедийный актер Ник Фрост никак не спасает положение. Далее же — буквально через несколько мгновений — тон снова меняется, и мы видим перед собой уже попытку перенести на экран игру «Tomb Raider» 2013 года выпуска, о которой стоит рассказать чуть подробнее.

С этой серии франшиза была перезапущена, и новый фильм снят именно по ее мотивам — здесь буквально скопированы очень многие сцены оттуда (падение с водопада, прыжок с корабля и т.д.). Учитывая, что сама игра была местами не слишком удачной, и критиковалась за откровенные заимствования у другой популярной линейки, ожидать чуда было бы странно — его и не произошло.

В обоих случаях была заявка на пропитанный драматизмом сурвайвал — в обоих случаях он не удался.

Да, когда нам крупным планом показывают лицо Алисии Викандер, вытаскивающей из живота впившуюся ветку, это щекочет нервы. Но весь этот эффект пропадает, когда через секунду она забывает об этом и продолжает в прежнем духе прыгать, перепрыгивать и драться. Еще большее утомление накатывает в тот момент, когда осознаешь, что весь фильм по большей части состоит из сцен, когда Лара Крофт перепрыгивает что-либо разрушающееся.

Как бы то ни было, кое-как смотреть «Tomb Raider» (и даже получать от этого удовольствие) все-таки можно. Алисия Викандер все же не зря получила в свое время «Оскар» — другое дело, что в подобном кино ее потенциал не может раскрываться в полной мере.

Тем не менее, стоит расслабиться и откинуться в кресло поглубже, и жизнь начинает играть новыми красками. Главное — не пробовать делать этого в IMAX, который только выявляет не слишком хорошее качество прорисовки некоторых элементов.

Но главный вопрос так и повисает в тишине — почему в картине с названием «Расхитительница гробниц» гробница возникает лишь в последней трети ленты? И почему она всего одна?!