Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Музыка

Посетители фестиваля Sziget-2018
Посетители фестиваля Sziget-2018
Rockstar Photographers

Пыль столбом и дым коромыслом: как прошел фестиваль Sziget

В Будапеште прошел музыкальный фестиваль Sziget

В столице Венгрии завершился фестиваль Sziget, собравший рекордное число посетителей и редких по масштабу артистов, — на нем выступили Кендрик Ламар, Gorillaz, Arctic Monkeys и Лана дель Рей. «Газета.Ru» рассказывает, что происходило на одном из крупнейших музыкальных мероприятий Европы.

В центре Будапешта, на острове Обуда на Дунае, прошел пятый по величине фестиваль в мире и одно из крупнейших музыкальных мероприятий в Европе. На Sziget, проводившийся в 26-й раз, приехали 565 тыс. человек – по словам организаторов, это рекордный показатель за все время. Однако рост потока посетителей автоматически означает и увеличивающийся масштаб экологических проблем на острове. Еле успевшие вырасти газоны мгновенно лысеют, а фанаты скорее не поле притаптывают, а вздымают пыль столбом, что вызывает четкие ассоциации с другим знаменитым фестивалем — Burning Man.

С фестивалем в пустыне Блэк-Рок Sziget-2018 роднит еще несколько моментов, начиная от 35-градусной жары и заканчивая обилием сюрреалистичных инсталляций, расставленных по территории. Чего стоят гигантские руки, заманивающие на европейскую сцену, или металлическая стрекоза, будто бы вышедшая из кошмарного сна Карика и Вали. Картину дополняли психоделичные вечерние представления Cirque de Afrique и Wired Aerial Theatre.

Впрочем, на фестиваль большинство собрались не смотреть на акробатов, пусть даже и на самых искусных, а слушать музыку. Большинство посетителей приехали на выступление Кендрика Ламара, закрывавшего первый день. Несмотря на то, что рэпер устроил объективно лучшее шоу на Sziget, сам он вел себя на сцене холодно, что отметили почти все его поклонники. То ли после недавнего скандала, когда белокожая фанатка произнесла на сцене n-word, то ли музыкант просто устал от тура в поддержку альбома «Damn», длящегося с февраля, — но с публикой он не взаимодействовал вообще, а знаменитые строфы проговаривал вполсилы. Выступавший несколькими часами ранее британец Стормзи с похожей экспрессивной манерой читки в этом плане мог бы дать Кендрику пару мастер-классов.

В четверг парадом командовали Gorillaz — российские поклонники, напомним, не смогли полностью прослушать концертный сет на московском Park Live в связи с печальными погодными обстоятельствами. Дэймон Албарн чередовал старую классику с новым, весьма удачным материалом с нового альбома «The Now Now», а хоровому пению на отдельных моментах явно не смог бы помешать даже ураган «Катрина».

Не факт, что организаторы подгадали специально, но перед «гориллами» выступал другой музыкант с обезьяньим именем – британец Bonobo. Избалованные относительно частыми его концертами зрители на сей раз были несколько ошеломлены мощным лайвом: барабаны со всех концов сцены, роскошная вокалистка с бархатным голосом и надолго въедающиеся в сознание мелодии.

Из других артистов, выступивших в этот вечер, выделился старичок Сиасик Стив, игравший блюз на гитарах из стиральной доски или амбара, и Биг Фридиа – новоорлеанская трансгендерная артистка, известная в том числе фитами с Бейонсе, Дрейком и Дипло.

Традиционно на фестиваль съезжается много россиян и граждан бывших стран СССР. Практически все они собрались на выступлении харьковчан из 5'nizza. И хотя строчки «белая вата, красная вата» после 2014 года звучат двусмысленно, ни российских, ни украинских фанатов это не смутило: перед сценой царила дружелюбная атмосфера без единой фальшивой нотки.

А вот другой русскоязычный коллектив — Little Big — можно было переименовать в «Большие надежды, которые не оправдались». Русским Die Antwoord, судя по всему, только предстоит научиться держать внимание стольких людей сразу, не оставлять скучных пауз и делать действительно запоминающееся шоу. Сложно сказать, повлиял ли на выступление уход солистки Олимпии Ивлевой в апреле, или какие-то еще причины, но публика на концерте оказалась интереснее самих музыкантов: кокошники явно вошли в моду после ЧМ по футболу и позиций своих сдавать не собираются, а танцующих поклонников можно было смело выпускать на сцену.

Главным событием пятницы стала королева голливудского сэдкора Лана дель Рей. Заметно похудевшая певица, как обычно, фотографировалась с фанатами, раздавала автографы между песнями и вела себя крайне мило. Так любимую ей атмосферу ретро-фильмов дополняла черно-белая трансляция на экранах, а ощущение американского декаданса — песни «Summertime Sadness», «Blue Jeans» и «Born to Die».

Хэдлайнеры субботы — Mumford & Sons — наяривали на банджо, как в последний раз, даром что группа родом из Лондона, а не из Нэшвилла, как могло бы показаться с первого аккорда. Лауреаты «Грэмми» побаловали фанатов аж тремя новыми песнями, а своем инстаграме позже сравнили выступление на Sziget с «прекрасным сном» — что ж, надеемся, что такие грезы станут регулярными!

Тем временем на других сценах слушатели погружались в транс от шаманского британца Финка и завораживающего речитатива американца Астронаталиса. Последний еще и устроил импровизационную сессию, спустившись после концерта с небес на землю, то есть со сцены — к зрителям. Хорош он, как выяснилось, во всех отношениях, и возвышаясь над головами поклонников, и будучи вровень с ними.

Британское вторжение продолжилось в воскресенье, со Slaves и выступившими летом в Москве Wolf Alice. Учитывая температуру в Будапеште, их стиль музыки буквально за пять минут переформатировался из поп-панка в пот-панк.

К ним позже примкнул уроженец Манчестера Лиам Галлахер. Ничего нового, конечно, публике он не открыл. Впрочем, от рокера, сейчас скорее знаменитого своими родственниками (братом и сыном), иного и не ожидалось: спел «Wonderwall» под фонарики смартфонов, вставил ремарку, что не говорит по-венгерски, — и спокойно себе ушел в туман от генератора, пока поклонники кашляют в пыли.

В тот же вечер King Gizzard & the Lizard Wizard поставили добротную дозу психоделик-рока, пока Дуа Липа успешно доказывала статус одной из крупнейших поп-звезд мира. Для нее, кстати, это был первый крупный фестиваль, где она выступала в качестве хэдлайнера. А еще девушка получает субъективный приз зрительских симпатий за организацию шоу. Часть сорвавших голос фанатов позже обнаружили себя по дороге к трибьют-сцене, где в тот вечер играли хиты ABBA. Воскресенье, к слову, стало чуть ли не первым днем, когда к сцене осмелились приблизиться любители поп-музыки: в остальные дни оттуда звучали суровые кавер-версии песен Limp Bizkit, AC/DC, Rage Against the Machine и Rammstein.

Сотни восторженных фанатов собрались послушать и посмотреть на канадца Шона Мендеса днем в понедельник. Эстафету мальчиков-зайчиков перехватил Том Греннан, пока Little Dragon и Ник Мерфи на других сценах гипнотизировали толпу в ритме трип-хопа. Кульминацией же этого дня стало выступление электронщика Кайго.

Мощным финалом фестивальной недели стали Arctic Monkeys. Солист Алекс Тернер, наконец, взял себя в руки, подстригся, а группа перестала напоминать The Beatles периода полураспада. Возвращая ностальгирующим поклонникам и поклонницам их 2007-й, группа не теряла времени даром и продвигала свой новый альбом, получивший спорные отзывы критиков. Впрочем, старые хиты перевесили — и это, пожалуй, краткое описание всего фестиваля, несмотря на обилие новых имен.