Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Рейвспоттинг: «Кислота» Горчилина — «На игле» по-русски

Почему стоит посмотреть «Кислоту» Горчилина: рецензия «Газеты.Ru»

В российский прокат выходит драма «Кислота» — первая полнометражная режиссерская работа артиста «Гоголь-центра» и ученика Кирилла Серебренникова Александра Горчилина, получившая на «Кинотавре» приз за лучший дебют. «Газета.Ru» посмотрела ленту и рассказывает, почему случайно состоявшийся проект вышел лучшим из возможных ответов «На игле» Дэнни Бойла.

Молодой парень Ваня (Петр Скворцов) под нетленку Моби «Why Does My Heart Feel So Bad?» переживает жуткий кислотный бэд-трип. К нему приезжают два друга — Саша (Филипп Авдеев) и Петя (Александр Кузнецов), которые помогают ему ненадолго прийти в себя, — но только ненадолго. «Хочешь прыгать — прыгай», — говорит Ване вышедший покурить Петя. Друзей остается двое.

Так выглядит завязка режиссерского дебюта 26-летнего Александра Горчилина — актера «Гоголь-центра» и выпускника «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова, снявшегося у последнего в «Ученике» и «Лете». В главных ролях тут также перекочевавшие из метафизической зарисовки на тему жития Виктора Цоя Авдеев и Кузнецов — там они играли списанного с первого гитариста «Кино» Алексея Рыбина Леонида и Скептика соответственно.

При просмотре «Кислоты» поначалу начинаешь отыскивать параллели, заимствования и признаки серебренниковского наследия, однако достаточно быстро понимаешь, что их нет, — в этом как раз и заключается главная заслуга худрука «Гоголь-центра», воспитавшего целую обойму совершенно самостоятельных художников.

Горчилин, — по его же словам, случайно ввязавшийся во всю эту историю и изначально о режиссерском поприще не мечтавший, — сумел из собственных переживаний составить полноценный манифест (уж простите за этот термин) русских миллениалов (и за этот).

Тут стоит сразу оговорить, что промо-кампания картины выглядит несколько лукаво, делая ставку на привлечение в кинотеатры отечественной рейв-тусовки фразой «безбашенная жизнь музыкантов современной техно-Москвы». Техно-Москва тут присутствует в виде одной сцены, а также в течение нескольких секунд пляшущей под высокоскоростной индастриал в квартире погибшего Вани горюющей Любочки (Анастасия Евграфова). Этого, впрочем, вполне себе достаточно — в конце концов, Горчилин вряд ли брал на себя задачу снять кино про сегодняшних московских рейверов.

Куда больше внимания «Кислота» уделяет проблеме отцов и детей образца 2018 года и вопросам самоопределения тех, чья сознательная жизнь проходила по большей части при Владимире Путине. «Что мы можем дать миру, кроме зарядки от айфона?» — спрашивает Петя у Саши; как раз в этот момент фильм и становится русским «На игле» с его знаменитым «Выбери жизнь» — причем уместнее будет даже провести параллель с вышедшим спустя 20 лет сиквелом и переиначенным под поколение фейсбука монологом героя Юэна Макгрегора.

Вечеринки с колесами и спонтанными афтепати тут выступают всего лишь одной из сторон жизни родившегося в 90-е поколения — жизни, которую не вполне ясно чем заполнять, отчего и приходится ударяться в эскапизм прямой бочки.

Принято считать, что две мировые войны в считанные секунды отсекли от человечества громадный кусок живой плоти, результатом чего стало так называемое потерянное поколение. У сегодняшних же 20-летних не было никаких мировых войн, их никто не отсекал: они просто появились и не успели никуда приткнуться — а времени уже толком ни на что не осталось, условные отцы (за которых в «Кислоте» отвечают совершенно фантастические Александра Ребенок и Роза Хайруллина — мама и бабушка Саши) поджимают с одной стороны, а родившиеся в нулевых постмиллениалы (Арина Шевцова в роли 15-летней Карины) уже, кажется, забрали будущее себе.

Горчилин задается сам и задает зрителю много вопросов — но благоразумно не предлагает совершенно никакого на них ответа, полагая, что в силу юности и неопытности не имеет на это особого права. «Кислота» на выходе отдает несколько умилительно наивностью, то и дело стараясь уравновесить буквально все полярными точками зрения: начиная с двух главных героев, между которыми фильм несколько суетливо мечется и в итоге оставляет обоих слегка затемненными, недораскрашенными, и заканчивая самой кислотой, которая тут присутствует в двух видах (лизергиновая и серная) и которую предлагается или принять — или демонстративно отторгнуть.

В конце концов, предполагает Горчилин, у каждого из нас когда-то да появится в руках бутылка серной кислоты, — а что с ней делать, решать уже каждому придется самостоятельно.

Новости и материалы
«Локомотив» призвали избавиться от Дзюбы
Работодатели в России стали готовы платить больше
Российская авиакомпания намерена отсудить сотни тысяч рублей у дебошира на борту самолета
Россиянин перелез через балкон на 11-м этаже, чтобы спасти запертую внуком пенсионерку
Более миллиона жителей России живут в аварийных домах
Многие сотрудники СБУ озаботились путями отхода в Европу и Канаду
СФ одобрил повышение статуса прокуроров и следователей в зоне СВО
Фигурист Куница о детях: Косторная больше хочет девочку
Мужчина изнасиловал женщину, забравшись к ней домой через окно
Бизнес выступил против запрета платы за возврат товаров на маркетплейсах
Водонаева высмеяла форму Тимати после его видео с голым торсом
Комментатор объяснил, что изменилось в игре Панарина
Российского бизнесмена, его сына и знакомого задержали за избиение группы подростков
В Херсонской области объявили ракетную опасность
В Минздраве указали причину попадания спиртового раствора йода под ограничения
Российские войска продвинулись юго-восточнее Работино
Финансист спрогнозировал курс доллара после майских праздников
Греф выступил против создания единого центра международных расчетов
Все новости