Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Большая маленькая ложь — 2»: как избежать наказания за убийство

Возвращение Монтерейской пятерки: вышел второй сезон «Большой маленькой лжи»

На канале HBO начался показ второго сезона сериала «Большая маленькая ложь» с Риз Уизерспун, Николь Кидман, Шейлин Вудли — а теперь еще и Мерил Стрип. Снявший весь первый сезон Жан-Марк Валле на этот раз уступил режиссерское кресло британской постановщице Андреа Арнольд, трижды награжденной каннским жюри. Сценарий всех серий, как и до этого, написал шоураннер проекта Дэвид Э. Келли. Кинокритик «Газеты.Ru» Павел Воронков рассказывает, насколько удачным вышло продолжение самого необычного детектива последних лет.

Осторожно! В тексте содержатся спойлеры к первому сезону «Большой маленькой лжи»!

В прошлый раз мы оставили Монтерейскую пятерку — Мадлен (Риз Уизерспун), Джейн (Шейлин Вудли), Бонни (Зои Кравиц), Ренату (Лора Дерн) и Селесту (Николь Кидман) — над бездыханным телом мужа последней — Перри (Александр Скарсгорд). В наше отсутствие они кое-как прожили целый год. У полиции вроде бы пока ничего нет, но перспективу светлого будущего сильно омрачает мать Перри — Мэри Луиз (Мерил Стрип), до боли проницательная женщина, желающая докопаться до правды.

Великолепный первый сезон, написанный Дэвидом Э. Келли и срежиссированный Жан-Марком Валле, удивлял необычной детективной структурой: вместо того, чтобы гадать, кто убийца, зритель на протяжении семи эпизодов пытался сообразить, кого же убили. Из-за этого достойное продолжение сериала было трудно представить — такой трюк во второй раз провернуть уже не выйдет, и надо придумывать что-то новое.

Поначалу кажется, что новая «Большая маленькая ложь» пытается воспроизвести старую, только в обратном порядке и с переменой мест слагаемых. У каждой из героинь теперь новые травмы, драматический акцент смещен в сторону Селесты, а не Джейн, которой был отведен весь первый сезон, — настало время уступить пьедестал. Второй начинает разбираться с кучей проблем, оставшейся после предыдущего, но вот загвоздка: за этим куда менее интересно наблюдать.

Да, здесь остались крепко собранные персонажи, диалоги и ярчайшие актерские исполнения, осталась красивая картинка, медитативные планы и впечатляющие просторные интерьеры, — но без приводящей все в движение загадки сюжет будто пробуксовывает. Не то чтобы в новых сериях ничего не происходило; напротив, то тут, то там на аквариуме коллективного вранья появляются маленькие трещины, и с минуты на минуту он должен лопнуть. Проблема в том, что мы уже неоднократно видели подобные истории на больших и малых экранах (буквально — сериал под названием «Как избежать наказания за убийство»), и «Большая маленькая ложь» не предлагает зрителю совершенно ничего нового, полагаясь на изначальную привязанность и эмпатию в отношении знакомых персонажей. Отбросив то, как все на самом деле вышло: никто не ждал, что после первого сезона «Настоящий детектив» превратится в обычный полицейский процедурал.

«Большая маленькая ложь» же превращается в процедурал драматический. Селеста до конца не может определиться, каким она запомнит покойного мужа, — любящим партнером или жестоким абьюзером; Бонни безуспешно пытается жить с осознанием того, что она убила человека; Мадлен и Рената сталкиваются с большими семейными проблемами; Джейн старается придумать, как ей теперь выстроить отношения с сыном и симпатичным ей юношей. Это вполне закономерные пролонгации их сюжетных линий, но проклевывающаяся интрига начинает давать сбой, когда понимаешь, что на семь дополнительных эпизодов здесь растянуты события нескольких последних страниц оригинального романа Лианы Мориарти. Назовем это синдромом «Хоббита».

Если раньше сериал мог похвастаться двумя сильнейшими составляющими, то теперь у него осталась всего одна. В качестве небольшой моральной компенсации она была усилена почти вдвое благодаря приглашению в кадр Мерил Стрип — тут всем причастным надо отдать должное. Сменившая Валле у руля постановщица Андреа Арнольд (три из четырех ее полнометражных работ получали приз жюри в Каннах) и Келли благоразумно не дают ей много экранного времени — не дай бог разойдется и затмит весь остальной каст. Но даже этого хватает, чтобы в очередной раз поаплодировать ее огромному таланту: Стрип удается привнести какую-то неуловимую эфирность и свежесть в, казалось бы, довольно клишированный образ свекрови категории «в тихом омуте» — да и самих чертей она показывает мастерски.

Как бы то ни было, нельзя исключать вероятности, что такая разительная смена темпа повествования и накала страстей — осознанный сценарный шаг. «Большая маленькая ложь» изначально позиционировалась как мини-сериал, законченное произведение — и, возможно, второй сезон стоит воспринимать как нечто более самостоятельное, попытавшись отвлечься от первого. Вместо того, чтобы с самого начала подкармливать и подманивать зрителя, он может себе позволить потратить силы на накопление энергии, что обязательно даст о себе знать ближе к финалу (иначе зачем все это). Ведь зрителя накормили и заманили еще полтора года назад.

Пока же можно сказать одно: если вы по уши влюбились в Монтерейскую пятерку при просмотре первого сезона и страшно хотите узнать, смогут ли они избежать наказания за содеянное, продолжение вполне может утолить ваш интерес. Если же в старых семи сериях вам больше всего приглянулся перепридуманный жанр детектива, второй сезон можно спокойно проигнорировать: в конце концов, финал первого сам по себе был очень хорош — и не обязан расцениваться как точка с запятой.

Впрочем, новой «Большой маленькой лжи» все же стоит дать шанс: откровенно скучным ее уж точно не назовешь, а после тех трех серий, что дали посмотреть прессе, она вполне способна раскачаться. В некотором смысле второй сезон очень удобен, поскольку нажать на стоп и навсегда закрыть эту вкладку можно в любой момент — и не испытывать по этому поводу никаких угрызений совести. Да и не пропадать же, в конце концов, такой актерской сокровищнице.

В России сериал «Большая маленькая ложь» показывает стриминговый сервис «Амедиатека».