Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Кино

«Вальгалла: Рагнарек» — хмурый скандинавский кинокомикс про Тора

Рецензия на фильм «Вальгалла: Рагнарек»

В кино — датское фэнтези «Вальгалла: Рагнарек», экранизация 40-летней серии комиксов по мотивам сказаний «Старшей Эдды». По сюжету двое детей оказываются в Асгарде среди Тора, Локи, Одина и других богов. Маленьким смертным предстоит помочь членам скандинавского пантеона победить злых великанов и остановить наступление Рагнарека. Кинокритик «Газеты.Ru» Павел Воронков рассказывает, какое место «Вальгалла» занимает в мире, захваченном кинокомиксами Marvel.

Как-то под вечер размеренную жизнь викингов-фермеров и их детей — Ресквы (Сесилия Лоффредо с гигантскими голубыми глазищами) и Тьяльфи (Саксо Мольтке-Лет) — нарушает визит притомившихся Тора (Роланд Меллер, с некоторых ракурсов похожий на молодого Лиама Каннингэма) и Локи (Дульфи Аль-Джабури с томным макияжем). За ужином мальчик успевает напортачить, в наказание его берут с собой в Асгард прислуживать богу грома. Сестра из любопытства увязывается следом, но быстро начинает об этом жалеть.

По прибытии компания обнаруживает, что гигантский волк Фенрир сбежал из заточения, великаны из Етунхейма замышляют недоброе, надвигается Рагнарек, последняя надежда — на молодежь (этот факт до последнего игнорируется).

Тех, кто далек от скандинавской мифологии, но при этом все равно каким-то образом оказался на «Вальгалле», в течение первых полутора минут быстро введут в курс дела. Что стоит знать помимо краткого содержания «Старшей Эдды»: это экранизация комиксов Петера Мадсэна и Хеннинга Куре, датского аналога (по культурной значимости) франко-бельгийских «Астерикса» и «Тинтина». В 1986 их уже превращали в мультфильм, который на родине считается культовым.

Режиссер новой версии — Фенар Ахмад, большой поклонник материала (в 2010-м он снял короткометражку «Молот Тора»). Три года назад он сделал крепкий гангстерский триллер «Преисподняя», который участвовал в основном конкурсе ММКФ и мог поехать от Дании на «Оскар», но не поехал. Ахмад выдавил из комиксов краски и веселье, в его прочтении труды Мадсэна стали мрачным фэнтези с намеком на социальный подтекст.

«Вальгалла» — кино заметно дешевое, но по-своему милое. Визуально фильм сразу вызывает в памяти бутафорскую «Зену — королеву воинов» (все деньги явно ушли на волка). Содержательно он балансирует между четвертым «God of War» и «Властелином колец». Композитор Йенс Оле Вовк Маккой воодушевленно шлет струнно-духовые приветы Говарду Шору. По ходу дела возникают оскандинавленные версии Белого Совета, Галадриэль, орков, леса Фаргорн и в целом половины Средиземья, а Локи то и дело потягивает гендальфскую трубку (самого мага, впрочем, косплеит Один, когда выходит из образа Элронда). Под конец — и с похмелья — формируется дисфункциональное Братство кольца. Тех, кто хорошо помнит трилогию Питера Джексона, чувство дежавю покидать не будет.

В кадре порой спокойно и зелено, что твой новозеландский Шир, но интерьеры в нем ощутимо поскуднее, хотя раза четыре мелькают невообразимой красоты пейзажи. С локациями в «Вальгалле» вообще хроническая беда, большую часть времени герои с потерянным видом бродят между двумя-тремя контрольными точками. Важные для эпического фэнтези масштаб, простор и ощущение времени здесь в принципе отсутствуют. Возьмись Ахмад за Толкина, Фродо бы метался до Мордора и обратно через одну склейку, а в битве за Хельмову Падь участвовало человек 20 с каждой стороны.

Словом, на завоеванной Marvel территории аборигенам трудновато, вернуть скандинавской мифологии былое величие явно не выходит. В то же время нельзя сказать, что пальму первенства у них отобрали блокбастеры с Крисом Хемсвортом: комикс Мадсэна стартовал в 1979-м, то есть через целых 17 лет после того, как вселенную Мстителей инкрустировали Тором.

Задумываться над происходящим здесь не стоит, иначе все тут же посыпется. Боги регулярно сменяют гнев на милость без видимых на то причин (возможно, дело в алкоголизме). Великаны — крайне неприятные личности, однако глобально провиниться не успевают, а на что именно они способны — история умалчивает. Ресква довольно много всего успевает сделать, но логика в этом не просматривается. Большинство героев в целом не склонно придерживаться принятых решений дольше пары минут.

На родине пресса фильм очень сдержанно похвалила, но так и не смогла сформулировать, зачем и кому нужна новая адаптация «Вальгаллы» — тем более игровая; тем более малобюджетная; тем более обернувшаяся оммажем совершенно другому произведению. С одной стороны, хардкорные фанаты скандинавщины должны быть довольны, с другой — примерно все то же самое они, по идее, видят на косплейных сходках (там и эффект погружения, надо полагать, выше). Наверное, идеально подходящая для фильма Ахмада ситуация все же возможна, но представить ее пока не получается. По-хорошему, место «Вальгаллы» — в подборках формата «что посмотреть в стриминге»: выбираться в город повода нет, но для вечера на дому — скорее свайп вправо (фильм должен появиться в онлайн-кинотеатрах 20 февраля).