Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«В Москву переезжать нет смысла»: интервью с якутским режиссером Дмитрием Давыдовым

Режиссер Дмитрий Давыдов рассказал о фильме «Пугало» и работе в Якутии

Триумфатором прошлогоднего «Кинотавра» стал фильм «Пугало» на якутском языке с русскими субтитрами. Картина получила Гран-при фестиваля, приз Гильдии киноведов и кинокритиков, а исполнительницу главной роли Валентину Романову-Чыскыырай признали лучшей актрисой. Режиссер фильма Дмитрий Давыдов — бывший учитель начальных классов из якутского поселка Амга, покоривший кинофорумы России, Канады, Австралии, Южной Кореи, Германии и других стран. В интервью «Газете.Ru» постановщик рассказал о якутском кинематографе, работе в глубинке и участии в фестивалях. 25 февраля «Пугало» стартует в кинотеатрах.

— Что вдохновило вас на разработку сюжета фильма «Пугало»? Вы сталкивались с людьми, похожими на главную героиню?

— Никаких прототипов нет — эта идея была придумана 10 лет назад. На ее основе я стал развивать историю и определил, что персонажем будет женщина-знахарка. Эта тема стала для меня интересной. В Якутии я не встречался с такими персонажами — это была полностью фантазия. Лет восемь это крутилось в голове, потом написал сценарий.

— Жуткие методы лечения, которые использовала колдунья, действительно применялись в народе?

— Нет, это было придумано. Просто я определял, как она могла лечить, и понял, что самое простое — это, конечно, лечить собой. Впитывать болезни в себя.

— Почему знахарка терпит унижения, но все равно растрачивает себя на других людей?

— Она сама захотела стать таким «пугалом». Она сторонится людей, не очень их любит, но они все равно идут к ней ночами. И ей приходится отдавать себя ради спасения других. Потому что она считает, что обязана это делать. Она уже очень устала, но не может от этого отказаться. И ей приходится страдать, отрывать от себя куски ради других.

— Может быть, у вас в голове есть идея приквела, который показал бы причины ее безразличия к своей судьбе?

— В конце фильма это описывается. Люди, которые посмотрят, все поймут.

— Хочется отметить удручающий визуал — временами кажется, что фильм черно-белый. Детали бедной глубинки, плавный монтаж и серый цвет отражают общее настроение картины и самой героини. Как вы наработали такую потрясающую насмотренность?

— Все локации реальны — они были отобраны там, где я живу. Съемки проходили в Якутии, в поселках Амгинского района. Там мне все известно, понятен быт. Было принято решение в цветокоррекции обработать так, чтобы сама история была ярче.

— Обычно, живя в глубинке, люди заняты своими проблемами и не замечают местной эстетики. Как вам удалось ее разглядеть и преподнести так, что фильм оценили на «Кинотавре» и других фестивалях?

— Хоть в фильме, вроде, и показана глубокая деревня, зима, не очень ухоженные улицы — но, на самом деле, я считаю эти места очень фактурными и красивыми. Не знаю, просто я это вижу и хочу это показывать.

— Сколько времени длилось производство фильма?

— Съемочный процесс занял 11 дней, постпродакшн — четыре месяца.

— Где и как вы находите актеров?

— Все актеры — мои земляки. Это был мой четвертый фильм (всего у меня было три полных метра и один короткий). Недавно я снял еще два новых полных метра. У меня уже есть актерская база из местных жителей — около ста человек. И мы постоянно ее пополняем, берем новеньких. У местных жителей очень хорошее отношение к творчеству, поэтому, когда я предлагаю им сниматься, они сразу «за».

— Это больше ради интереса? Ведь бюджеты ваших картин не очень большие — у «Пугала», например, всего 1,5 млн рублей.

— Конечно, ради интереса, творчества. Потому что в этом плане мои земляки очень активные: у них очень много концертов, кружков самодеятельных.

— Большая часть бюджета, наверное, ушла на техническую часть съемок, постобработку?

— Да, и на аренду оборудования — мы привозим его из Санкт-Петербурга, Москвы. Также в основные траты вошли аренда помещений, локаций, питание и так далее.

— В конкурсе «Кинотавра» картина из Якутии появилась впервые и стала триумфатором фестиваля. Также «Пугало» оценили на нескольких других фестивалях, включая норвежский TIFF. Снимая этот фильм, вы ожидали, что он выйдет на всероссийскую и международную арену?

— Нет, я ничего не ожидал. Вообще, снимая кино, я не думаю о том, попадет ли оно на какой-то фестиваль. Я стараюсь снимать фильмы для зрителей, чтобы они оценили. Не только в Якутии, но и по всей России.

— Вы отправляете фильмы на фестивали, чтобы рассказать миру о якутском кинематографе?

— Да, фестивальное продвижение нужно, чтобы наше кино вырывалось из своих границ — это очень хороший инструмент для развития якутского кино. Чтобы наши фильмы увидели в других регионах и странах, услышали якутскую речь.

— Ваш первый фильм «Костер на ветру» прокатился по фестивалям Германии, Кореи, Австралии, Канады и других стран, а Еsquire включил его в число 33 лучших картин 2017 года. Вот здесь вопрос о том, чего вы ожидали от этой работы, выглядит более уместным.

— Да, у меня просто был интерес: смогу ли я снять кино, которое выйдет в якутском прокате. С таким настроением я на это решился.

— Для съемок «Костра на ветру» вы продали машину и взяли кредит. Как вы решились на такие большие затраты без уверенности в том, что фильм «выстрелит»?

— Было желание заниматься творчеством. Кино — это инструмент для раскрытия самого себя. Сначала я хотел податься в литературу, писать рассказы. Но потом решил раскрывать себя, как автора, с помощью киноязыка.

— Что вы почувствовали после того, как ваш фильм впервые оценили на фестивалях?

— В первую очередь, я почувствовал интерес к кино. Потому что после того как «Костер на ветру» провалился в якутском прокате — я решил больше ничего не снимать. Сначала у меня был просто интерес сделать фильм, я получил такой опыт и столкнулся с большими сомнениями насчет того, стоит ли продолжать. А на фестивалях (их было около 30 в разных странах) я видел эту киношную атмосферу, общался с людьми — оказалось, что у нас, режиссеров, везде одни и те же проблемы.

— Вы сами отправляете фильмы на фестивали?

— Вначале мы просили помощи у коллег в Якутске и отправляли заявки вместе. Потом я сам научился. Мой фильм «Река», например, принял участие в порядка 20 фестивалей — это я сам учился общаться с отборщиками, с программными директорами, отправлял фильм. А сейчас со мной работает агент и занимается продвижением «Пугала».

— Как вы вышли на зарубежные фестивали?

— Просто в интернете забивали и находили. Там, конечно, очень много заявок — нам отвечали процентов 20. Мы были, например, в первый раз в Новой Зеландии и уже наладили с ними хороший контакт. Я там уже показал три своих фильма и «Пугало», наверное, тоже повезу туда. И в Канаду тоже.

— Где вы живете?

— Там же, в поселке Амга. Смысла нет куда-то переезжать, в тот же Якутск или Москву. Мне нравится жить в поселке. Там у меня и дом, и дети в школу ходят, построен быт. В финансовом плане тоже не готов к переезду. Сейчас идет усиленная подготовка к двум проектам. Я полностью работаю в Якутии.

— Продолжаете ли вы работать в школе?

— В январе я уволился из школы, чтобы сосредоточиться на кино.

— Как вам удавалось совмещать работу учителя и съемки?

— Было сложно, потому что и в школе не понимали, и постоянные выезды, отпуска… Когда учитель уезжал, нарушалась программа, и стресс для учеников был. Я и сам осознавал, что на двух стульях не усидишь.

— Ваш кинокружок, основанный в 2004 году, продолжает функционировать?

— Он закрылся уже давно. Постепенно я ушел в кино, стал относиться к съемкам более профессионально. Сейчас у меня есть молодые ребята, которые хотят снимать. Я беру их в съемочную команду, все объясняю, обучаю. Они уже пишут сценарии и скоро начнут снимать свое кино. Я буду выступать продюсером этих фильмов, буду помогать с техникой, попробуем податься на Минкульт.

— Расскажите о сообществе якутских кинематографистов. Почему десять лет назад в Якутии начали массово снимать кино? Это связано с борьбой за сохранение якутского языка?

— Да, первый независимый якутский фильм был снят в 2004 году, и потом в 2010-х годах случился бум: люди брали камеры в руки и шли снимать. Многие фильмы шли в кино, якутские прокатчики нас поддерживали. Конечно, есть финансовые проблемы, потому что мы до последнего момента не имели поддержки. Буквально в прошлом году, в декабре у нас появилась государственная поддержка. А до этого мы все снимали на свои деньги, поэтому у кого-то сейчас проблемы… У нас сейчас готово 30 якутских фильмов на этот год, объем мы делаем хороший.

— Выход каких ваших фильмов запланирован на 2021-й?

— Я снял еще два фильма, которые готовы к выходу. Не знаю, как получился по расписанию попасть — может быть, на осень или даже на следующий год. Первый — совместный проект с якутским режиссером Степаном Бурнашевым. Фильм называется «Ыт», который представляет собой альманах из коротких историй. В январе закончились съемки моей второй ленты — это музыкальная комедия, тоже про деревню.

Новости и материалы
Российские полицейские накрыли канал нелегальной миграции в Омске
В США заявили, что передали Украине ATACMS для применения на ее «суверенной территории»
У ЦСКА заметили существенные кадровые потери перед «Спартаком»
Найден способ в 4 раза повысить шансы на излечение от рака курильщиков
Определился обладатель Кубка Гагарина
В ДНР считают, что дальнобойные ATACMS не помогут ВСУ
Украинцы призывного возраста больше не смогут получить загранпаспорта за пределами Украины
Директор Медиалиги Кортава рассказал, благодаря кому вылечился от рака
Россияне распробовали смартфоны Oppo
В МИД РФ прокомментировали передачу США Украине ракет ATACMS
Губернатор Курской области рассказал об атаках со стороны ВСУ
В Подмосковье на лавочке нашли плачущего грудного ребенка
Подносова прокомментировала грядущие изменения в судебной системе
«Они дотягивают до самых вершин»: Тарасова выбрала лучшую российскую пару фигуристов
В Госдуме заявили о засилье мигрантов в Мариуполе
Названы города России с самым быстрым интернетом
Российская пенсионерка отдала целительницам на улице 770 тыс. рублей
Стало известно, что решит судьбу матча ЦСКА — «Спартак»
Все новости