Главные фильмы Александра Сокурова
14 июня российскому режиссеру и сценаристу Александру Сокурову исполняется 70 лет. «Газета.Ru» предлагает подборку знаковых фильмов лауреата Венецианского кинофестиваля, в которых он рефлексирует на свои излюбленные темы — жизни и смерти, власти и любви.
close
Кинорежиссер и сценарист Александр Сокуров
Высшее образование Александр Сокуров получил на историческом факультете Горьковского университета. Параллельно с учебой, в 1969-1975 годах, он работал помощником режиссера на Горьковском телевидении.
На фото: Александр Сокуров, 1987 год
В 1979 году Сокуров окончил ВГИК. В течение долгого времени, вплоть до конца 1980-х годов, ни один из его фильмов не был допущен к прокату из-за цензуры. В какой-то момент друзья режиссера даже хотели организовать для него переезд за границу, но он остался и продолжил снимать на родине.
«Ампир» (1986). «Ампир» — триллер Сокурова, снятый в формате короткого метра по радиопьесе Люсиль Флетчер «Простите, вы ошиблись номером». По сюжету парализованная балерина узнает из телефонного разговора о готовящемся убийстве. Она звонит в полицию, но никому до этого нет дела. На фото: режиссер Александр Сокуров во время съемок, 1988 год
«Одинокий голос человека» (1987). Дебютный фильм Сокурова, который после премьеры во ВГИКе хотели уничтожить. Благо, этого не произошло, но он все равно пролежал на полке 10 лет. Сокуров показал работу Андрею Тарковскому — тот раскритиковал отдельные эпизоды, но назвал картину гениальной. Сценарий написал Юрий Арабов по мотивам запрещенных в СССР произведений Андрея Платонова.
«Московская элегия» (1987). «Он [Тарковский] сказал, что я гениальный человек и должен это знать», — рассказывал Сокуров. В 1987 году он снял очень личный фильм о легендарном постановщике — «Московская элегия». В него вошла документальная хроника: кадры со съемочных площадок и даже из больничной палаты, где Тарковский лечился от рака.
«Спаси и сохрани» (1989). «Спаси и сохрани» — картина о человеке, вслепую идущем по земле от рождения к смерти. Снята по роману Гюстава Флобера «Мадам Бовари». Главную роль исполнила Сесиль Зервудаки — преподаватель Сорбонны, этнолингвист, к кино до этого имевшая отношение только как зритель.
«Мать и сын» (1997). Пожилая мать и ее взрослый сын живут в доме на лоне природы. Он заботится о ней, понимая, что в скором времени неизбежно останется один. «Мать и сын» — одна из самых притягательных работ Сокурова в визуальном плане.
«Телец» (2001). «Телец» — одна из частей кинотетралогии Сокурова о природе власти над временем, над природой и человека над собой. Остальные — «Молох», «Солнце» и «Фауст».
«Русский ковчег» (2002). Главный фильм Сокурова о России. «Русский ковчег» — картина о том, как Россия, невзирая на бури, плывет, как корабль, держась собственного курса.
«Фауст» (2011). Сюжетной основой «Фауста» стала первая часть поэтической драмы Гете, где повествование строится на любовной линии. За этот фильм Сокуров получил «Золотого льва» на 68-м Венецианском кинофестивале.
Режиссер Александр Сокуров, ставший лауреатом в номинации «Честь и достоинство» имени Эльдара Рязанова, на церемонии вручения кинопремии «Ника» в театре имени Моссовета в Москве, март 2017 года