Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Кудрин против Путина

Слишком быстрое наращивание расходов бюджета вызвало перегрев экономики России и не дало возможности противостоять кризису, считает Алексей Кудрин

Стремительное наращивание госрасходов вызвало перегрев экономики и не позволило противостоять кризису, считает Алексей Кудрин. Расплатой будет дефицит бюджета до 2012 года. Оппоненты министра считают, что проблемы — следствие недостатка госинвестиций.

Главная причина экономического кризиса — избыток ликвидности в экономике США. Россия могла бы ему противостоять более эффективно, если бы ее собственная экономика не оказалась перегрета. К таким выводам приходит вице-премьер, министр финансов, кандидат экономических наук Алексей Кудрин в статье «Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию», опубликованной в журнале «Вопросы экономики».

«В последние годы было допущено некоторое ослабление денежно-кредитной и бюджетной политики, — отмечает Кудрин, всегда ратовавший за строгое ограничение бюджетных обязательств. — В 2007 году расходы федерального бюджета увеличились в реальном выражении на 24,9%, то есть их рост более чем в три раза превышал рост ВВП».

Это породило «устойчиво низкие процентные ставки», бурный рост кредитования, естественным результатом которого стал перегрев экономики. В свою очередь это способствовало «усилению инфляционного давления» и «быстрому наращиванию внешних заимствований» — с 2005 по 2008 год внешний долг негосударственного сектора увеличился почти в 4 раза с $108 млрд до $417,2 млрд. «Фактически описанные процессы делали российскую экономику уязвимой к воздействию глобального кризиса», — резюмирует министр.

За расточительность России придется платить дефицитом бюджета. При этом федеральные расходы будут превосходить доходы на протяжении всей следующей трехлетки,

предупреждает министр: «В 2009 году не только появится дефицит бюджета, но его величина будет существенна с учетом необходимости проведения антикризисных мер. В 2010 году дефицит не должен превысить 5% ВВП, а в 2011 году — 3% ВВП». Сальдо счета текущих операций уже в 2009 году станет нулевым.

С аргументами, приведенными главным финансистом страны, эксперты не спорят.

«Перегрев, конечно, был», — соглашается директор центра макроэкономических исследований БДО «Юникон» Елена Матросова. Но опасен он был лишь постольку, поскольку ускоренное развитие компаний шло на заимствованиях извне.

«В любом случае я бы не стала говорить, что то, что происходит сейчас, — лечение от перегрева, учитывая потери, которые несут и государство, и народ, и бизнес», — отмечает она. Так, по подсчетам Кудрина, только антикризисные меры обойдутся государству в 2,1 трлн рублей. Прямые потери он пока не назвал.

К тому же, не раз отмечали эксперты, кризис удалось бы встретить в гораздо лучшей форме, если бы отечественные предприятия кредитовались не за рубежом, а у государства, в частности из средств стабфонда.

«Главная ошибка последних лет заключалась в официальной политике перевода природных активов в финансовые. За этими словами стоит cтабфонд,

— говорит директор департамента стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. — Почему мы не переводили природные ресурсы в материальные? Ведь очевидно, что вкладывать в материальные активы — это более надежно и правильно, потому что такие активы — это фундамент для экономического роста».

Внешние займы можно рассматривать как неизбежный побочный эффект финансовой политики, проводимой Россией.

«Благодаря огромным ЗВР и стабфонду рейтинги России и российских компаний поднялись до инвестиционного уровня, что открыло доступ к иностранному капиталу»,

— отмечает Матросова. Конечно, вряд ли можно посоветовать государству сознательно избегать роста рейтингов. «Но тут Центробанк должен был включиться в процесс и строго следить за объемом заимствований, — считает эксперт. — У него для этого есть масса инструментов».