Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Штурм без взаимного доверия

Двухдневный мозговой штурм для поиска выхода из кризиса на Красноярском форуме не принес революционных решений

Двухдневный мозговой штурм, предпринятый на Красноярском экономическом форуме властью и бизнесом для поиска выхода из кризиса, не принес революционных решений. По сути, требования предпринимателей к государству свелись к тому, о чем они просили еще в тучные годы. Власть же обижалась, что сама не чувствует поддержки своим усилиям. Доверия не хватает, признали стороны.

«План действий во всем мире одинаков: снижение процентных ставок, поддержка банковской системы, снижение налогов, поддержка экспорта, бюджетные расходы на инфраструктуру. Основное искусство в том, чтобы для каждой страны найти такую комбинацию мер, которая позволяла бы еще найти и максимальный мультипликативный эффект с учетом ограниченности ресурсов», — постарался выразить общее настроение бизнесменов, собравшихся на форуме, генеральный директор, председатель правления СУЭК Владимир Рашевский.

Сегодня такой программы выхода из кризиса у правительства нет. Об этом говорили как бизнесмены, так и чиновники. «Пока власть действует ситуативно. Активной политики пока нет», — признал помощник президента Аркадий Дворкович. «Есть понимание того, что основная задача — выйти из кризиса обновленными, чтобы экономика не развивалась с прежними качествами. Пока существует явный дефицит шагов в этом направлении: стимулирование экономики страны на выходе из кризиса и посткризиса», — подтвердил председатель совета директоров «Норильского никеля» Александр Волошин.

При этом на спасение экономики правительство уже выделило около 10 трлн рублей — сумму, превышающую годовой бюджет страны. «У нас помощь объявлена на 20% ВВП, но не все еще действует. Самое первое, что было сделано, это поддержка банков», — отметил Рашевский. Владельцы компаний возмущались, что государство до сих пор уделяет чрезмерное внимание финансовой сфере.

«Правительство переусердствовало, слишком много денег дало банковскому сектору. Столько денег не надо, банковская система их не переваривает»,

— сказал директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ Сергей Алексашенко.

Банкиры обвинения опровергали: предоставленная ликвидность не решила многих проблем. Одна из них — списание плохих долгов. «Мы так и не нашли ответа на вопрос, как технологически расправляться с плохими долгами. По какой цене их выкупать: по номинальной или рыночной? Как должны отвечать собственники, доведшие институт до такого состояния?» — спрашивал бывший замминистра экономического развития, а ныне управляющий директор ГК «Тройка диалог» Андрей Шаронов. В этих условиях требования направлять полученные деньги сразу в экономику могут породить новые сложности, уверяли банкиры.

«Это прямой путь к порождению новых плохих долгов. Государство должно делить вместе с банком ответственность.

Не представляется оправданным увеличение на 2% в месяц кредитования реального сектора. Это неразумно и рискованно с точки зрения потерь банков», — добавил Шаронов.

Однако предприятия не могут ждать, пока банки будут создавать резервы, парировали владельцы и менеджеры компаний.

«Это дело на ближайшие месяцы, а экономику срочно надо спасать»,

— подчеркнул Рашевский. Некоторые авторитетные эксперты ожидают падения ВВП на 6–8%, тогда как правительство прогнозирует снижение на 2,2%, недвусмысленно напомнил он. Двигателями роста могут стать конкретные проекты в разных сферах. Прежде всего это строительство.

«Главная поддержка — это жилищное строительство. Оно создает наибольший мультипликатор: это одновременное решение задачи роста и улучшения качества жизни»,

— предложил Дворкович. Многие участники также говорили о проектах, связанных с венчурным инвестированием, о стимулировании спроса покупателей через лизинговые компании, поддержке малого бизнеса.

При этом государство не должно всех спасать во время кризиса, чуть ли не в один голос заявляли сами бизнесмены. «Не надо заниматься национализацией рисков и строить дороги в никуда», — подчеркнул замминистра экономического развития Станислав Воскресенский. По его словам, необходимо поддерживать все системообразующие предприятия, а неэффективные корпорации должны умереть. «Правительство не должно мешать сдуванию пузырей», — согласился Шаронов. Это также поможет избежать замещения государством частного сектора, чего опасаются многие собственники предприятий. «Сейчас принято критиковать рынок. Но он безусловно эффективнее любого государства. Это серьезная опасность:

если роль государств в экономике усилится, такие кризисы будут происходить не раз в 50 лет, а раз в пять лет»,

— отметил Волошин.

Более того, чрезмерное вмешательство государство означает дополнительные расходы, что в условиях высокой инфляции создает дополнительные проблемы. «Вы единственная страна в большой двадцатке, у которой двузначная инфляция. А теперь вы говорите о дефиците бюджета в 8% ВВП. Если профинансировать его эмиссией, инфляция будет расти», — упрекал профессор ГУ-ВШЭ Мартин Гилман. «Инфляция — это ржавчина, разъедающая экономический корабль, если с ней не бороться, то он пойдет ко дну», — сказал Алексашенко.

В таких сложных условиях и для сохранения макроэкономической стабильности бизнес предложил государству самые дешевые и самые эффективные, с его точки зрения, инструменты: снижение налогов и административных барьеров, усовершенствование законодательной базы. Впрочем, этого бизнес всегда требовал у государства.

«Лучше всего налоги снижать, предоставлять налоговые каникулы. Накачивание кредитами не поможет, я не могу взять их, ведь ставки высокие. Я, наоборот, пытаюсь отказаться от кредитов, вернуть их, а не набирать», — негодовал председатель совета директоров «Дымовского колбасного производства» Вадим Дымов. Его слова вызвали бурные аплодисменты всего зала.

«Мы давно и упорно предлагаем использовать данное нам финансовое благополучие. Необходимо поддерживать реальный сектор через налоги. Например, предоставление налогового кредита в обмен на занятость», — продолжил сопредседатель «Деловой России» Борис Титов. Более того, по его словам, в кризис только увеличивается административное давление, начинают действовать отраслевые нормативы по налогообложению. «Например, обложение пищевой промышленности в 15,74%. Порядка 34% предприятий заявили, что была наезды с попыткой заставить предприятия изменить налоговую отчетность до этого уровня. Необходимо прекратить эту практику», — возмущался Титов. «Бизнесу и так сложно конкурировать, а он еще все глаза должен пялить на государство и на налоговую», — поддержал бизнесмен из зала.

Если власть хочет обновить, модернизировать экономику, она должна создать предпринимательский климат.

«Государство должно снизить уровень враждебности к бизнесу»,

— призывал Шаронов. По словам президента «Баркли» Леонида Казинца, в девелопменте 75% времени уходит только на преодоление регулирования. «Прекратите регулировать бизнес, начните его поддерживать! Не принимайте больше законы и правила, которые ограничивают возможности развития производства!» — восклицал Казинец. «Правительство должно создавать условия для бизнеса, не тратить средства на финансовую помощь. Это само по себе обеспечит нормальное функционирование экономики», — соглашался Воскресенский. Практически каждый участник говорил о том, что государство должно принять волевое решение и объявить мораторий на коррупцию и воровство.

Власть же хочет, что ее действия поддерживали. «Вся страна это как огромный стадион, который смотрит на игру правительства, как оно борется»,

— заявил вице-премьер Александр Жуков, добавив, что в любом случае «надо болеть за правительство». Однако на деле это очень сложно, поскольку нет доверия к государству. Пожалуй, именно эта тема была лейтмотивом всех секций на форуме. «Государство рядом своих действий провоцирует недоверие, которое порождает недоверие внутри бизнес-сообщества», — объяснил Шаронов. Отсутствие честности, прозрачности решений заставляет и бизнес, и население отвечать той же монетой.

«Говорили, что сейчас государство, бизнес и общество словно сидят в колодце и выбраться смогут только, если повернутся друг к другу спиной и, упираясь ногами в стенки, будут подниматься. Но в этом случае рискуешь получить нож в спину», — печально сказал заместитель директора Института социальных систем Дмитрий Бадовский. «Прежде чем повернуться друг к другу спиной, надо повернуться лицом и договориться», — посоветовал Алексашенко. Вопрос в том, удастся ли.