Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Авиасообщению мешает НДС

Авиакомпаниям могут отменить НДС

Полпред президента Александр Хлопонин предложил отменить НДС на внутрироссийских авиамаршрутах. Если Минфин пойдет на это, билеты на самолеты могут подешеветь, но не на 18%, считают эксперты: российские авиакомпании исходят из спроса — если он высок, то и цены будут высокими.

Радикальный способ снизить стоимость авиабилетов предложил вице-премьер — полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин. «Надо ставить вопрос об отмене внутреннего НДС, что на 20% удешевит стоимость билета», — сказал он. Вице-премьер уточнил, что этот вопрос поднимался в среду на совещании в Кисловодске, посвященном развитию аэропортов. И привел живой пример: в настоящее время стоимость перелета из Москвы в Германию составляет 6 тысяч рублей, тогда как долететь в Минводы стоит 8—-11 тысяч рублей.

При осуществлении международных рейсов НДС нашим авиакомпаниям возвращается.

Разговоры о завышенных ценах на авиабилеты, если сравнивать с зарубежными перелетами, в последнее время стали темой для обсуждения не только обычных пассажиров, но и чиновников. В частности, на совещании в Кисловодске о причинах высоких цен рассказал руководитель Росавиации Александр Нерадько. Кроме НДС он называл среди них также пошлины на ввоз зарубежных самолетов и местные налоги. «Вводятся реконструированные объекты авиатранспортной инфраструктуры. Сейчас законодательство устроено так, что стоимость нового аэродрома не вычитается при установлении налогов, и приходится платить местные налоги такие, что цена билета, например, в Геленджик увеличивается на одну тысячу рублей», — сказал Нерадько. По его словам, федеральные власти уже обратились к руководителям субъектов федерации с просьбой установить минимальные налоги, но многие регионы идут на это неохотно. «Если потребуется, будет внесено изменения в федеральное законодательство на этот счет», — обещает Нерадько.

Действительно, внутренних налогов слишком много, соглашаются эксперты. Именно они больше всего влияют на уровень цен. Внутренний рынок в отличие от международных полетов, которые российские перевозчики осуществляют по межправительственным соглашениям (зарубежные маршруты закреплены за отдельным перевозчиком), в России либерализован: на любой маршрут может зайти любой перевозчик. «Сейчас он уже довольно конкурентный, — говорит источник «Газеты.Ru» в авиационных кругах. — Например, недавно «Аэрофлот», по сути, объявил «Трансаэро» войну буквально на всех направлениях, включая чартеры, и цены падают». Высокие цены привели бы к тому, что пассажир ушел бы на железную дорогу, но в последнее время была обратная тенденция. Однако картельные сговоры между авиакомпаниями есть и сейчас. Нельзя исключать и коррупцию на уровне чиновников, регулирующих авиасообщение, говорит источник. Все это тоже влияет на уровень цен.

«Если сравнивать сетевую авиакомпанию «Аэрофлот» с зарубежным лоукостером, то, конечно, разница в цене будет», — говорит руководитель аналитического отдела «Авиапорт» Пантелеев.

Серьезных лоукостеров у нас нет. А крупные зарубежные перевозчики могут экономить на масштабах своего бизнеса. «Вся наша гражданская авиация может перевезти 50 млн пассажиров в год, в Европе такое количество пассажиров по силам одному крупному перевозчику, например Lufthansa», — говорит Пантелеев.

По мнению руководителя консалтинговой компании Infomost Бориса Рыбака, в целом идея отменить НДС здравая, ведь возвращают же НДС авиакомпаниям, летающим за рубеж, но воплотить в жизнь ее будет очень сложно: «Минфин в вопросе отмены НДС — и это касается любой отрасли, не только авиационной — стоит стеной. Все разговоры об отмене НДС там воспринимаются как измена Родине». «Вопрос действительно в том, готово ли правительство пойти на такой беспрецедентный шаг, — соглашается Олег Пантелеев. — Пока особого желания не видно».

К тому же вряд ли с отменой НДС билеты подешевеют на ту же величину — 18%. Авиакомпании устанавливают цены не по уровню своих затрат, а из текущей рыночной ситуации. «Если есть возможность держать высокую цену благодаря высокому спросу, они будут держать», — говорит Пантелеев. А если цены действительно удастся снизить, это приведет к росту пассажиропотока, что станет серьезным испытанием для отрасли: самолет в лизинг можно взять довольно быстро, то вот обучение новых пилотов займет несколько лет.

«Мы до сих пор не можем определиться с ролью наших авиакомпаний: то ли авиакомпании — это коммерческие предприятия, то ли дотируемый, социальный транспорт. Если коммерческие предприятия — то надо радоваться что они устанавливают высокие цены и при этом самолеты заполняются на 80%, чего нет даже в Европе», — добавляет Пантелеев.