Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Рост не гарантирован

В 2011—2013 годах рост российской экономики может замедлиться до 2%

В 2011—2013 годах рост российской экономики может замедлиться до 2%, если цены на нефть и газ упадут, заявил замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач. Основные риски не в сырьевых ценах, а в высокой инфляции и неэффективных госрасходах, добавляют эксперты.

«Базовый сценарий прогноза предполагает рост на уровне 3,9—4,5% в год. Это немного, но и за этот рост еще нужно побороться. Консервативный сценарий предполагает рост на уровне 3—3,5% в год, а если получим ухудшение ситуации с ценами на газ и нефть, то темпы роста могут снизиться до 2%», — заявил заместитель министра экономического развития Андрей Клепач на инвестиционном форуме «Россия зовет», организованном «ВТБ Капиталом». Он пояснил, что за последнее десятилетие зависимость российской экономики от мировой конъюнктуры цен на нефть лишь выросла.

«Если посмотреть на структуру роста в 2003—2007 годах, то почти половина рекордных темпов роста ВВП — в среднем на 7,5% в год — это результат улучшения внешнеэкономической конъюнктуры и притока капитала», — сказал Клепач.

По его словам, изменение цены на нефть на $10 за баррель приводит к изменению роста ВВП примерно на 0,4—0,5%.

В ближайшую трехлетку внешних стимулов для роста экономики не будет: существенных изменений цен на нефть не ожидается — они останутся на уровне $75—80 за баррель, чистый приток капитала в ближайшие годы будет $20—30 млрд, а затем и меньше. Тем не менее «потенциал для роста есть», уверен Клепач: он связан с «улучшением качества роста». Развитие экономики будет зависеть от инвестиций частного сектора и естественных монополий, качества расходования бюджетных средств, оптимизации трудовых ресурсов, повышения энергоэффективности, качества образования и здравоохранения, перечислил замминистра.

Однако устойчивому росту экономики угрожает инфляция, которая набирает обороты: если в июле она составляла 5,4% в годовом выражении, то уже к концу сентября — 6,5—6,6%.

«К концу года мы выйдем на темпы роста инфляции, близкие к прошлогодним. Во многом это объясняют засухой и продовольственным шоком, эффект от которых пройдет через 4—6 месяцев. Но это сценарий самоуспокоения, есть ряд факторов, которые возвращают российскую экономику на высокую инфляцию», — возразил президент ВТБ-24 Михаил Задорнов, в 1997—1999 годах возглавлявший Минфин. Во-первых, с января 2011 года произойдет «приличная» индексация тарифов естественных монополий: цены на газ вырастут на 15%, стоимость грузоперевозок РЖД — на 9%. Во-вторых, власть возвращается к практике дополнительных бюджетов, то есть если появятся доходы, то их будут тратить, а не направлять на снижение дефицита. «Первоначальный бюджет на трехлетку предполагал номинальную стабилизацию расходов и их сокращение в реальном выражении, сейчас же дефицит, по сути, консервируется, а источник его покрытия эмиссионный», — сказал Задорнов. Так, в 2011 году «дыра» в казне составит 1,814 трлн рублей, в 2012 году — 1,734 трлн рублей, в 2013 году — 1,795 трлн рублей. В-третьих, в следующем году в отличие от текущего будет индексироваться зарплата бюджетников и военнослужащих.

«Все эти факторы беспокоят, поскольку восстанавливают традиционную цепочку инфляционных ожиданий практически у всех экономических агентов», — сказал Задорнов, добавив, что правительству будет сложно выдержать и в следующие два года целевые показатели по инфляции.

Согласно прогнозу Минэкономразвития, к 2012 году инфляция составит 5,7%.

В случае высокой инфляции будет расти стоимость кредитов, а значит, ряд секторов экономики не получат средства к развитию. Кроме того, через инфляцию идет реальное укрепление рубля. «Получаются ножницы: с одной стороны рост тарифов, а с другой — потеря конкурентоспособности на фоне укрепления рубля. Низкая инфляция — это сохранение трудоспособности экономики и инвестиций», — подчеркнул глава ВТБ-24.

Вопросы вызывает и бюджетная политика государства. «Главная задача — не столько сокращение расходов, сколько инвентаризация эффективности этих расходов», — подчеркнул научный руководитель Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. Он напомнил, что государство будет выходить на внутренний рынок займа, где в 2011—2013 годах будет привлекать 1,1—1,3 трлн рублей ежегодно. «Государство будет вымывать ресурсы, направит их в госинвестиции, которые не столь эффективны», — объяснил Иноземцев.

У российских властей слишком много приоритетов, констатировали эксперты: повышение пенсии, реформа здравоохранения и обязательного медицинского страхования, реформа армии и одновременно МВД, инфраструктура, нацпроекты, модернизация и образование. Все удержать не удастся.

«Не может быть в среднесрочной бюджетной политике семь или восемь приоритетов, это нонсенс. Требуется определить реальные два-три приоритета для госрасходов, сосредоточиться на них, а остальными безжалостно пожертвовать, как это делает весь мир», — считает Задорнов. По словам главного экономиста Европейского банка реконструкции и развития Эрика Берглофа, деньги прежде всего должны быть потрачены на улучшение бизнес-среды.

«В России много говорят о магических рецептах роста — нанотехнологиях, Сколково. Не надо изобретать велосипед, а нужны обычные реформы, которые будут способствовать улучшению инвестклимата, качеству институтов.

Была ведь программа Грефа, стратегия 2020, но в России нет спроса на реформы», — согласился профессор экономики Йельского университета Олег Цывинский, добавив, что без реформ и современной экономической политики Россию ждет «потерянное десятилетие» для роста.

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp