Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Да видали мы вашу модернизацию»

Бизнес объяснил, почему не верит в модернизацию

Власть создает все условия для инноваций, а бизнес относится ко всему со скептицизмом и даже отторжением, сетуют ответственные за инновации Анатолий Чубайс и Виктор Вексельберг. Венчурный бизнес переживает, что чрезмерная ставка властей на инновации не даст ему права на ошибку.

В последние три года государство создает все условия, чтобы стимулировать бизнес к инновационной деятельности, рассказал глава госкорпорации «Роснано» Анатолий Чубайс на инвестфоруме «Россия зовет», организованном «ВТБ Капиталом». И президентскую комиссию собрали, и налоговые льготы предусмотрели, и госкорпорацию создали, в которой уже около 90 проектов со 128 млрд собственных инвестиций и еще 180 млрд рублей обязательств партнеров, перечислял Чубайс.

Но ни бизнес, ни общество все не верят в модернизацию. «Российская элита, если не ухмыляется, по крайней мере скептически размышляет: «А вы вообще всерьез, а вы через год-полтора не передумаете, а вы по-настоящему взялись, а нам вообще стоит вкладывать собственные усилия, собственную жизнь?

Да видали мы вашу модернизацию», — перечислял Чубайс. Преобладает сомнение, скептицизм и даже отторжение, заключил глава «Роснано», добавив, что крупнейшего разворота бизнеса в сторону инноваций пока еще не произошло. Впрочем, признал Чубайс, не хватает и целостной инновационной стратегии: необходимо внятно определить срок по реализации модернизационного проекта, определить бюджетные ресурсы и те органы власти, которые «головой отвечают за исполнение» конкретной задачи.

Даже проект «Сколково» не смог переменить общественного настроя.

«Вот нам говорят, что в России есть 28 инноградов, зачем создавать новый? Но если их столько, а люди продолжают уезжать, значит, что-то не так, значит, здесь нет такой среды, где бы они могли жить и работать», — сказал президент фонда «Сколково» Виктор Вексельберг. А ведь в Сколково будет все, что поможет развиваться приоритетным направлениям — информационным технологиям, ядерным технологиям, космосу и телекоммуникациям, биотехнологиям, энергоэффективности, уверен Вексельберг. Предусмотрен и кластер вокруг каждого приоритета, и университет, готовящий научные кадры и проводящий исследования, и Центр коллективного пользования с современным оборудованием, и инкубатор для поддержки стартапов. «Это ключевое место, откуда появятся новые Google, новые проекты», — считает Вексельберг. Уже подписаны соглашения с крупнейшими международными корпорациями — Siemens, Boeing, Cisco, ведутся переговоры с Nokia, Google и Microsoft, напомнил Вексельберг. «Я далек от мысли, что они в будущем будут драйверами всего процесса, поскольку у них свои узкорыночные интересы. Но как элемент инновационного процесса они будут полезны», — объяснил их роль руководитель «Сколково». Тут как с футболом: в России игроки хорошие, но нужны лучшие международные практики, поддержал его глава Российской венчурной компании (РВК) Игорь Агамирзян.

Но то, какую ставку государство делает на инновации, пугает инвесторов: участники форума спрашивали, а дадут ли инновационным компаниям право на ошибку, ведь венчурный бизнес высокорискован.

«Государство не дает права на ошибку. Возникает риск того, что мы можем убить идею изначально, ведь, по статистике, лишь один-два проекта из десяти приносят успех», — признал Вексельберг.

Понимают это и власти: еще летом президент Дмитрий Медведев поручил подготовить предложения об учете неудавшихся проектов в сфере венчурных инвестиций, которые реализовывались с привлечением госсредств.

Но над этим поручением работает не только «Роснано». «Вот я на днях получил замечательное письмо из Генпрокуратуры, где они просят предоставить полный перечень проектов, завершившихся неудачей, и полный список лиц, осуществлявших этот проект», — рассказал Чубайс. После этих слов венчурные инвесторы, сидящие в зале, нервно засмеялись: по-видимому,

письмо Генпрокуратуры отбило желание у некоторых инвестировать в стартапы. Таким образом, планам по модернизации мешает отсутствие доверия: власть зовет инноваторов, но при этом проверяет, а на месте ли выделенные деньги.

Другой вопрос, волнующий инноваторов, будут ли инновации пользоваться спросом. «Это часто обсуждается в безысходном ключе, но я не согласен с этим. У людей, сидящих в зале, есть iPhone, а значит, объем спроса, по крайней мере у населения, значим, просто мы не можем удовлетворить его», — успокоил их Чубайс. На первоначальном этапе спрос поддержит и государство, заверил Вексельберг: «Силиконовая долина в США состоялась на военных заказах. Чего мы должны стесняться? Да наоборот», — поддержал его Чубайс. Еще одним мощным заказчиком инновационной продукции может стать топливно-энергетический комплекс. «ТЭК не враг инновационному развитию, он просто не стал его драйвером. В нашем ТЭК с производительностью труда, модернизацией, мягко говоря, слабо», — намекнул Чубайс, добавив, что с главой «ЛУКойла» Вагитом Алекперовым и его командой обсуждаются проекты, а вот с главами других сырьевых компаний не получается.