Сбербанк вводит новую методику работы — краудсорсинг (англ. — поиск в толпе), привлечение неограниченного числа людей, которые могут делиться своими идеями о будущей стратегии развития банка. Основное отличие метода от привычного «аутсорсинга» заключается в том, что в последнем для решения поставленных задач приглашается определенный круг специалистов.
«Это технологии будущего, которые перевернут XXI век. Я уверен, краудсорсинг будет переворотом во всех технологиях управления, — заявил во вторник глава Сбербанка Герман Греф. — Краудсорсинг — это не только поиск идей, но и поиск людей».
Для сбора идей госбанк создал специальный сайт — sberbank21.ru, где предлагает потенциальным участникам осветить две основные темы: «Сбербанк-21-Будущее» (основные направления развития банка) и «Россия-21-Прогресс» (то же, но в масштабах страны). Трем победителям Греф обещает финансовое вознаграждение
Их доклады будут представлены в день рождения госбанка на конференции Future of finance в Гостином Дворе. Ожидается, что мероприятие посетят премьер Владимир Путин, инвестор Джордж Сорос и сооснователь Microsoft Билл Гейтс.
Краудсорсинг — очень старый метод, говорит гендиректор «Финэкспертизы» Агван Микаэлян. Впервые он был использован в 1928 году в Чикаго, США: тогда один из бизнесменов объявил, что готов поделиться своей долей в компании за консультацию, которая помогла бы ему увеличить финпоказатели. «В итоге за $28 тысяч он значительно увеличил выручку компании», — говорит эксперт. Совет же был ему дан весьма простой: каждый день ранжируйте по важности предстоящие задачи и только потом приступайте к их выполнению. Те, которые остаются в конце списка, не столь важны и, соответственно, не обязательны к выполнению.
Сегодня метод весьма популярен среди европейских и американских компаний, поскольку у людей из этих стран менталитет индивидуалистов. «Японцы не используют метод, поскольку они все коллективисты и переживают за будущее компаний как за свое будущее», — говорит Микаэлян.
«Краудсосинг — отличная вещь, которая позволит повысить лояльность клиентов, поскольку они будут чувствовать, что могут влиять на процессы внутри банка, — отмечает гендиректор «Интефакс-ЦЭА» Михаил Матовников. — Помимо этого Сбербанк сможет собрать большое количество мнений об операционных улучшениях, которые можно было бы провести».
Но у краудсорсинга есть и негативные моменты, напоминает Микаэлян: «Сбербанку предстоит прочесть сотни миллионов писем от людей, совершенно не разбирающихся в теме и не понимающих всех подводных камней бизнеса». Это может обойтись госбанку в кругленькую сумму.