Лекарство от рака нашли в кишечнике

Молекулы в кишечнике помогают организму выжить при химиотерапии

Американские ученые нашли молекулы, взаимодействующие со стволовыми клетками кишечника, которые помогают организму выжить при запредельно высоких дозах химиотерапевтических препаратов и радиации.

Методы лечения раковой опухоли иногда сравнивают с поливом комнатных растений пожарным шлангом. Избыток воды губителен для растений. Точно так же химиотерапия и радиация могут убить пациента, прежде чем будут уничтожены клетки раковой опухоли.

Однако если желудочно-кишечный тракт функционирует нормально и не вовлечен в патологический процесс, шансы пациента на выживание увеличиваются в геометрической прогрессии,

считают авторы исследования. Недавно в лаборатории Школы стоматологии Университета Мичигана обнаружили биологический механизм, который помогает защитить желудочно-кишечный тракт от смертельных доз химиотерапии. И хотя первые эксперименты были выполнены пока на лабораторных мышах, ученые надеются, что новые данные произведут в будущем революцию в подходах к лечению рака. Работа опубликована в Nature.

Исследователи обнаружили белки, которые связываются с определенными молекулами, расположенными на поверхности кишечных стволовых клеток, и «включают» их в процесс регенерации и починки желудочно-кишечного тракта.

Пул стволовых клеток в различных тканях нашего организма присутствует всегда, это необходимо для репарации неожиданных повреждений органов и тканей. Но их количество оказывается совершенно недостаточным для устранения сильных разрушений. Они просто не могут справиться с «обломками», остающимися после смертельных доз химиотерапии и радиации, необходимых для успешного лечения поздних стадий опухолей. И в такой ситуации оказывается важным дать дополнительную защиту стволовым клеткам желудочно-кишечного тракта. Чтоб кишечник мог успешно справляться с одной из своих функций — выводить токсины из организма.

Найдены вещества, способные помочь пациенту выдержать большие дозы химиотерапии и радиации, пока опухоль не будет уничтожена.

В проведенном исследовании от 50 до 75 процентов мышей, которым вводили эти молекулы, выживали даже при получении летальных доз химиотерапевтических препаратов. Все мыши, подвергавшиеся воздействию «химии», но не получавшие чудо-молекулы, погибали.

Если кишечник работает хорошо, у пациента больше шансов на выживание. Исследователи заявляют, что будут стремиться к 100-процентной выживаемости мышей в эксперименте. В этой лаборатории уже более 10 лет изучают молекулы, называемые R-spondin 1 и Slit2. Эти молекулы принимают участие в «ремонте» кишечника наряду с живущими в нем стволовыми клетками.

Исследователи убеждены, что это в конечном счете поможет добиваться излечения даже на поздних стадиях метастазирующего процесса.

«Если наше предположение верно, люди перестанут умирать от рака», — уверен руководитель исследования Ян-Гуо Гэн .

Впрочем, он подчеркнул, что результаты пока еще не были подтверждены на людях.

Любую опухоль — любой ткани и любого органа — можно убить высокими дозами химиотерапии и радиации. Но в настоящее время проблема в лечении поздних стадий рака заключается в том, чтобы не убить пациента раньше, чем будет уничтожена опухоль. Возможно, ученые находятся на верном пути в решении этой дилеммы.