Брокколи спасет суставы

Капуста брокколи может предупреждать или даже лечить остеоартроз

Брокколи может предотвратить остеоартроз, если его пока нет, или замедлить течение болезни, если она уже поразила ваши суставы. Группа британских исследователей из Университета Восточной Англии в Норвиче обнаружила это в лабораторных экспериментах на мышах и клеточных культурах.

Результаты исследования были опубликованы в последнем номере журнала Arthritis & Rheumatism. Теперь группа намерена проверить действие брокколи на людях.

Брокколи — однолетнее овощное растение семейства крестоцветных, подвид цветной капусты. Это растение содержит в себе сульфорафан — эффективный антиоксидант, который в последние годы прославился не только как противовоспалительное средство, помогающее, в частности, язвенникам, но и как противораковое средство. Вещество содержится в немалых количествах во всех представителях семейства крестоцветных, в частности в различных капустах, но особенно много его именно в брокколи. Норвичская команда в своем исследовании обнаружила, что сульфорафан блокирует действие ферментов, вызывающих разрушение хрящевого покрытия суставов.

Это первое исследование такого рода, а сульфорафан — потенциально первое лекарство, предупреждающее его возникновение и замедляющее его прогресс.

Остеоартроз, утверждают авторы, «атакует человечество», так как в числе основных его причин ожирение и возраст. Подсчитано, что если в 2010 году в Великобритании проблемы с коленными суставами испытывали 4,7 млн человек, то к 2035 году их число возрастет до 8,3 млн. Сегодня каждый пятый британец старше 45 лет страдает от артрита в коленях. Примерно каждые четыре минуты в британских клиниках проводятся операции по замене коленных и бедренных суставов. И на сегодня это единственное радикальное средство избавиться от артрита. Против этой болезни в настоящее время существуют только болеутоляющие.

В России же, по оценкам специалистов, остеоартрозом страдает не менее 10–12% населения.

Действие сульфорафана ученые проверили на культурах хрящевых клеток человека и хрящевых тканях коров. Когда они посадили группу лабораторных мышей на сульфорафановую диету, выяснилось, что у них хрящи в суставах разрушаются гораздо медленнее, чем у мышей контрольной группы.

Сейчас ученые из Школы биологических наук в Норвиче и Норвичской медицинской школы начали маломасштабный эксперимент с группой пациентов, готовящихся к операции по пересадке коленных суставов, с целью проверить действие брокколи на человеческий артрит. Если эксперимент пройдет удачно, в чем, судя по всему, сами исследователи сомневаются мало, настанет очередь крупномасштабного клинического испытания.

В ходе него будет окончательно проверено воздействие брокколи на артрит, работу суставов и связанные с артритом боли.

Ян Кларк, профессор Университета Восточной Англии, который возглавлял исследование на мышах и сейчас проверяет брокколи на людях, уверен: если проверка закончится успешно, это будет означать появление очень мощного средства против артрита.

«Это будет лекарство не только для тех, кто уже заболел, — говорит он. — Мы тогда сможем сказать и здоровым людям, как защитить их суставы от артритных проблем. Сегодня не существует фармацевтическх возможностей лечить эту болезнь, и мы не можем пичкать здоровых людей лишними лекарствами, поэтому диета [основанная на брокколи] остается единственной безопасной альтернативой».