Питание отцов влияет на здоровье детей

Диета отца до зачатия влияет на здоровье его потомства не меньше, чем рацион матери

Недостаток фолиевой кислоты в рационе отца может привести к заболеваниям будущего потомства, показали ученые на мышах. Возможно, это одна из причин врожденных дефектов у детей.

Размышляя о факторах, влияющих на развитие плода и здоровье младенцев, медики в первую очередь обращают внимание на образ жизни и здоровье их матерей, иногда бабушек. Однако исследование, проведенное специалистами канадского Университета Макгилла под руководством профессора Сары Кимминс, показало, что не менее важна диета, которой будущие отцы придерживаются до зачатия. В работе, опубликованной в журнале Nature Communications , исследователи сосредоточились на роли витамина В9.

Витамин В9 (фолиевая кислота) ученые выбрали не случайно. Известно, что этот витамин необходим для нормального развития плода, поэтому беременные женщины должны получать его в достаточном количестве.

Фолиевая кислота влияет на процесс метилирования ДНК (присоединение к ней метильных групп без изменения нуклеотидной последовательности) или гистонов — белков, которые участвуют в пространственной укладке хромосом.

Метилирование, в свою очередь, регулирует работу генов. Исследователи предположили, что ошибки в метилировании ДНК сперматозоидов могут привести к серьезным изменениям в активности генов и порокам развития плода.

Ученые работали с самцами мышей, которые еще в материнской утробе испытывали недостаток фолиевой кислоты, а затем на протяжении всей жизни получали витамина на порядок меньше, чем необходимо.

Оказалось, что дефицит В9 влияет на репродуктивное поведение самцов, увеличивает потерю эмбрионов у беременных самок и вызывает врожденные дефекты развития у мышат, в том числе деформации черепа и позвоночника.

Количество врожденных дефектов почти на 30% больше, чем у мышат, чьи отцы получали достаточное количество В9.

Анализ показал, что недостаток фолиевой кислоты действительно влияет на метилирование, причем изменения затрагивают гены, регулирующие развитие плода и связанные с возникновением хронических заболеваний, в том числе рака и диабета, аутизма и шизофрении. Эти изменения копируются при образовании сперматозоидов, так что велика вероятность, что потомство будет страдать от болезней.

Это первое исследование, которое показывает, что содержание витамина В9 в рационе отца столь же важно для нормального развития будущего потомства, как и правильное питание матери.

Отцы должны думать о том, что едят, если хотят иметь здоровых детей. Впрочем, исследователи выяснили, что фолиевая кислота необходима будущим отцам уже в период внутриутробного развития, поэтому правильное питание матерей влияет на здоровье сразу двух последующих поколений.

Хотя фолиевую кислоту специально добавляют во многие продукты, приверженцы быстрого питания и люди, страдающие ожирением, не способны усваивать фолиевую кислоту из гамбургеров с той же эффективностью, что и витамин, который содержится в естественных продуктах — листовых овощах, фруктах, злаках и мясе. Жители стран, в которых не соблюдается пищевая безопасность, скорее всего, испытывают дефицит В9. И этот дефицит непременно скажется на потомстве.

Врожденные дефекты — одна из основных причин детской смертности, и более чем в 40% случаев причины возникновения этих дефектов неизвестны.

Возможно, канадские исследователи нашли одну из таких причин. Ученые надеются продолжить работу в клинике и сопоставить данные о диете и ожирении отцов с состоянием здоровья их младенцев.